+7 (925) 391-62-02 +7 (925) 801-48-20 vagre-zro@znvy.eh Москва, Новослободская улица 14/19 стр. 4

Барокко

Барокко, как одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы середины XVII–середины XVIII в. со своей идеологией, принципами, методами и системой формальных признаков, сложилось первоначально в Италии, в художественных кругах Рима и Болоньи в конце XVI–начале XVII в. Формирование стиля барокко (от итал. barocco – странный, причудливый) связано с кризисом идеалов искусства итальянского Возрождения в середине XVI в. Это время великих открытий в естественнонаучных дисциплинах, географии, философии и др. Представления человека античности о стабильности, ясности и гармонии мира, об ограниченном пространстве и времени, ему соразмерных, которые во многом стали впоследствии идеалом Возрождения, были поколеблены новыми знаниями. Вместе с тем эпоха Возрождения со своим великим искусством не могла резко закончиться на каком-то определённом этапе, не повлияв на искусство и стилистику предметного мира нового времени.

Именно здесь следует искать суть всех противоречий искусства барокко. Отражая современный изменчивый и многообразный мир, оно отходит от чёткой и ясной гармонии искусства предыдущей эпохи, уступая место новому пониманию красоты. Это искусство уже к концу XVI в. стремится отказаться от строгих границ организованного, но ограниченного пространства, характерного для искусства Возрождения. Оно как бы демонстрирует человеческие эмоции, сложность, многоэлементность и пышную декоративность окружающей предметно-пространственной среды.

Для барокко характерны контрастность, напряжённость, динамичность сложных, обычно криволинейных форм, ансамблевость, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств: архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Фасады зданий в стиле барокко

Фасад базилики Санта Мария дельи Анджели
Западный фасад базилики (построен в 1569–1679 гг.) Санта-Мария дельи Анджели. 1562 г. Рим, Италия – Santa Maria degli Angeli e dei Martiri (итал.)
Барочный фасад церкви Санта-Мария дель Пополо
Барочный фасад церкви (построен в 1600 г.) Санта-Мария дель Пополо. 1472–1477 гг. Рим, Италия – Basilica di Santa Maria del Popolo
Берлинский кафедральный собор
Берлинский кафедральный собор. 1894–1905 гг. Берлин, Германия – Berlin Cathedral (Berliner Dom - нем.)
Палаццо Кариньяно
Палаццо Кариньяно (размещается национальный музей итальянского Возрождения). 1679 г. Турин, Италия – Palazzo Carignano (museo nazionale del Risorgimento italiano)
Королевский дворец в Мадриде
Королевский дворец в Мадриде. 1738–1764 гг. Испания – Palacio Real de Madrid (исп.)
Дворец Мафра
Дворец Мафра. 1717–1730 гг. Лиссабон, Португалия – Palácio Nacional de Mafra (порт.)
Церковь святых Петра и Павла
Церковь святых Петра и Павла. 1597–1619 гг. Краков, Польша – Church of Saints Peter and Paul (Kościół ŚŚ Piotra i Pawła w Krakowie)
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы. 1690–1699 гг. Подольск (пос. Дубровицы), Россия
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы. 1690–1699 гг. Подольск (пос. Дубровицы), Россия
Церковь Санта-Сусанна
Церковь Санта-Сусанна (св. Сусанны). 1585–1603 гг. Рим, Италия – Chiesa di Santa Susanna alle Terme di Diocleziano (итал.)
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге
Петропавловский собор (Собор во имя первоверхов-ных апостолов Петра и Павла). 1712–1733 гг. Санкт-Петербург, Россия (русское барокко: петровское барокко)
Церковь св. Карла у четырёх фонтанов
Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (церковь св. Карла у четырёх фонтанов). 1638–1677 гг. Рим, Италия – San Carlo alle Quattro Fontane
Петропавловский собор в Казани
Петропавловский собор. 1723–1726 гг. Казань, Россия (русское барокко: московское барокко или нарышкинский стиль)
Собор Святых Петра и Павла в Петергофе
Собор Святых Петра и Павла. 1894–1904 гг. Петергоф, Россия
Барочный фасад, собор Святого Иакова
Барочный фасад (1750 г.), собор Святого Иакова. 1075–1211 гг. Сантьяго-де-Компос-тела, Испания – Santiago de Compostela Cathedral

Интерьеры в стиле барокко

Собор Санта-Мария делла Салюте
Собор Санта-Мария делла Салюте. 1630–1681 гг. Венеция, Италия – Basilica di Santa Maria della Salute
Интерьер церкви св. Карла у четырёх фонтанов
Интерьер церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Рим, Италия – San Carlo alle Quattro Fontane
Алтарь церкви Богоматери Милосердия
Алтарь церкви Богоматери Милосердия. 1765–1775 гг. Барселона, Испания – Basilica of our Lady of Mercy (Basílica de Nuestra Señora de la Merced - исп.)
Алтарь Эворского собора
Алтарь Эворского собора. 1718-1746 гг. Эвора, Португалия – Evora Cathedral (Sé de Évora - порт.)
Собор Святого Петра, центральный неф
Собор Святого Петра, центральный неф. Ватикан – Basilica di San Pietro
Лестница в Ватиканском Дворце
Лестница в Ватиканском Дворце (также назыв. Апостольский Дв. или Папский Дв.). Рим, Италия – Palazzo Apostolico
Галерея Фарнезе, палаццо Фарнезе
Галерея Фарнезе, палаццо Фарнезе. 1597–1604 гг. Рим, Италия – Palazzo Farnese
Галерея Фарнезе, палаццо Фарнезе
Барочный интерьер берлинского кафедрального собора. Берлин, Германия – Berliner Dom

Весьма выразительным композиционным средством барокко является чрезмерно увеличенный, несоразмерный человеку масштаб и самого изображения, и его основных элементов. Гигантские размеры порталов римских церквей, дверей и окон явно не масштабны, не соразмерны человеку. Может быть поэтому в этом стиле было так много иррациональности и даже фантастичности в изображаемом или сооружаемом объекте.

Внутренняя конфликтность, напряжение этого стиля, которые проявлялись в т.ч. и в архитектуре, заключались в столкновении реальных физических свойств инертного материала, его тяжести, например, и стремлении привести его в беспокойное состояние, зрительное движение.

В этом отношении барокко родственно готике с её несоответствием материальной формы и зрительного образа со своеобразной дематериализацией формы.

Кроме того, внутреннее противоречие этого стиля часто проявлялось в невероятном и отталкивающем натурализме деталей, с одной стороны, и общей мистической атмосфере художественного произведения – с другой.

Вот откуда некоторая надуманность, неестественность художественного образа, театральность и даже декорационность барочного стиля.

Стиль барокко выработал свою особую орнаментику, которая весьма широко применялась и в архитектуре для украшения, в первую очередь, фасадов, и в убранстве интерьеров, и в декоративно-прикладном искусстве, и в декоре мебели. Стремление к пышности, величию рождает новые сложные и весьма неожиданные динамичные композиции, элементы которых первоначально заимствованы в арсеналах Возрождения. Разорванные фронтоны, раскрепованные карнизы, наличники, украшенные волютами, пучки колонн, в т.ч. колонны спиралевидной формы, кронштейны, изобилие заимствованных у Возрождения и пластически переработанных раковин.

Картуши (от фр. cartouche – свиток) – в форме щитов или листов пергамента с завернутыми краями – постепенно превращаются в рольверки (от нем. Rolle – свёрток и Werk – труд, дело) в виде полуразвёрнутого рулона бумаги с надрезанными краями, маскароны, мотивы двойного завитка, гирлянды, акантовые листья (наиболее активно, начиная с XVII в.), ионический киматий и другие декоративные элементы. Известный в романский период и широко применявшийся мотив ленточного плетения барокко преобразовывает в бандельверки (от нем. Band – лента, перевязь и Werk – труд, дело). Мотивы барочного картуша и раковины трансформируются в фантастические формы кнорпельверка, или кнорпеля (от нем. Knorpel – хрящ и Werk – труд, дело), и ормушля (от нем. Ohrmuschel – ушная раковина). Эти два декоративных элемента были особенно характерны для фламандского барокко.

Особенно роскошно декорируются барочные интерьеры. Здесь активно используются роспись, отделка мрамором и золочёным деревом, лепка (стукко), скульптура, живописные картины и др. Особенно хороши живописные плафоны, зрительно увеличивавшие внутреннее пространство помещений. В эпоху барокко по-настоящему рождается функция создания интерьера как композиционно и стилистически организованного целого. Интерьер и его элементы, как настоящий синтез искусств, стали играть весьма важную роль, указывая на социальный статус и материальное положение его владельца. Создаются целые ансамбли убранства помещений. Причем богатство декорирования относится в равной степени и к светским, и к церковным зданиям.

Все элементы здесь подогнаны и согласуются друг с другом: расписные стены и потолки, украшенные к тому же лепниной, формы и размеры деревянных или стукковых рам зеркал и картин, резные, расписные или позолоченные деревянные стенные панели, резные золоченые консоли с мозаичными мраморными столешницами, бронзовые канделябры и хрустальные люстры, роскошные кресла, угловые столы, постаменты для скульптуры, шкафы, украшенные инкрустацией, шпалеры и т.д.

Примечательно, что дворцы в Италии этого периода рассматривались не только как приватные жилые помещения, но, в первую очередь, как своеобразные сценические площадки для проведения торжественных общественных действ – официальных приёмов, пиров, балов и т.д.

Живописность цветовых и световых эффектов в интерьере обеспечивалась сложностью и даже причудливостью его пространственной структуры, обилием цветного резного мрамора, лепнины, резного золочёного дерева, бронзы, хрусталя, скульптуры и живописи. Интерьеры переполнялись скульптурой, но это были не порознь стоящие фигуры, а целые большие группы, где зрителю подчас трудно было выделить отдельный персонаж, потому что каждая фигура была интересна не сама по себе, а как составной элемент целого. Такие группы скульптур, выполненные в необыкновенно сложных ракурсах и установленные в избытке в интерьерах и экстерьерах зданий, являются одной из характерных черт стиля барокко. В результате возникало общее впечатление эмоциональной напряженности, пышности, динамизма и подвижки масс, иллюзия расширения пространства, его безграничности.

Итальянская мебель барокко (XVII в.)

Вначале следует дать краткую характеристику состояния и тенденций развития итальянской архитектуры и искусства создания интерьеров того времени.

Наиболее характерные итальянские постройки стиля барокко создавались крупнейшими архитекторами XVII в.: Л. Бернини, Ф. Борромини, Г. Гварини, К. Райнальди, Б. Лонгена и др. Первым архитектором, который перешел к решению крупных архитектурных задач новой стилевой эпохи, был К. Мадерна. В его римской церкви Санта-Сусанна окончательно складывается тип католического храма XVII в., фасад которого следует системе декоративного убранства церкви Иль Джезу архитектора Д. делла Порта. Но основной работой Мадерны была достройка собора Св. Петра в Риме. Основателем стиля барокко считается архитектор, скульптор и живописец Микеланджело Буонарроти.

Стиль итальянского барокко складывался, в первую очередь, в Риме, из которого проникал в другие города Италии, где принимал различные формы при дворах Медичи или Фарнезе. В эту эпоху постройки сохранили и даже усилили элементы парадности, зрелищности, пышной декоративности. барокко в архитектуре – это сложные пространственные построения и криволинейные очертания планов, резко выступающие и глубоко западающие объемы, контрасты плоского и рельефного, тяжелого и лёгкого, прихотливая игра светотени, частое применение формы овала, разорванные фронтоны, украшенные картушами, огромные изгибающиеся или раскрепованные карнизы, витые колонны, а также спаренные колонны и пилястры. Этим достигалась динамика форм элементов, их как бы свободный рост с расчетом на получаемые эффекты светотени, зрительно усиливающие скульптурность фасадов.

В этом отношении примером может служить широкое распространение истинно барочной формы волюты, одинаково динамичной во всех направлениях, изобретенной Брунеллески для декора фонаря купола флорентийского собора.

В это время по-настоящему складываются принципы и приемы ансамблевых построений. Например, ансамбль Капитолийского холма в Риме (1546 г.) объединил несколько дворцовых зданий вокруг трапециевидной в плане площади с ведущей к ней парадной лестницей. Принцип ансамбля был заложен в планировке овальной площади дель Пополо (1662 г.) при въезде в Рим с расходящимися от неё тремя улицами, площади перед собором Св. Петра в Риме, Площади согласия и Версальского парка в Париже, которые, несмотря на все свои различия, являются порождением эпохи барокко.

Фасад церкви Иль Джезу
Фасад церкви Иль Джезу. 1573–1584 гг. Д. делла Порта. Рим, Италия

Наиболее радикальное течение римского барокко – стиль иезуитства, который наиболее ярко проявился в церкви ордена иезуитов Иль Джезу (её постройка 1573–1584 гг. относится ко времени раннего барокко). Иль Джезу имеет все признаки барочной постройки. Её фасад выглядит весьма динамичным, в нем есть сильный контраст выступающих и отступающих форм, он украшен волютами, соединяющими верхний ярус с нижним, имеет раскрепованный фронтон. Впечатление такого перетекания форм, их волнистости только усиливается, если зрительно воспринимать такой фасад в ракурсе. В эпоху зрелого барокко такая динамика изогнутых, перетекающих одна в другую, пересекающихся каменных форм получает наибольшее и повсеместное распространение в церковных и светских постройках.

Микеланджело в своем проекте собора Св. Петра (1546 г.) подчинил весь объём здания центральному куполу и уже этим задал динамику всему сооружению. А исполнитель проекта Д. делла Порта (в 1588–1590 гг.) по сравнению с этой проектной идеей Микеланджело усилил динамику, сделав купол не полусферическим, а удлиненным параболическим. Новый силуэт купола подчеркнул общее движение формы здания ввысь.

Отмеченная выше театральность, некоторая неестественность и даже иррациональность барочной архитектуры проявилась, например, в вестибюле библиотеки Сан-Лоренцо. Отойдя от классических канонов архитектуры, Микеланджело спроектировал сдвоенные колонны, которые почему-то не имеют капителей, а стоят в углублениях стены и ничего не поддерживают. Установленные под ними консоли имеют явно декоративные функции. Стены расчленены мнимыми окнами. Лестницы вестибюля по бокам не имеют перил. Перила, которые сделаны в середине, из-за их малой высоты явно несут лишь декоративную нагрузку. Крайние ступени закруглены с завитками-волютами на углах. Сама по себе лестница заполняет почти все свободное пространство вестибюля, что явно нерационально.

Для барокко характерно стремление к достижению эффектов оптической иллюзии. Например, Л. Бернини так спроектировал лестницу в Ватиканском дворце, что она кажется гораздо длиннее, чем есть на самом деле, потому что кверху она сужается, свод становится ниже, колонны – меньше по размеру и промежутки между ними сокращаются. Поэтому, благодаря ложной перспективе, фигура Папы римского, когда он появлялся на верхней площадке лестницы, снизу воспринималась большой, значимой и величественной.

Церковь Сан-Карло архитектора Борромини является прекрасным образцом оригинального по форме и декору здания барочного стиля. Его фасад выглядит как своеобразная ширма, поставленная перед зданием, которое в плане имеет ромбовидную форму с вогнутыми сторонами. Архитекторы барокко старались не делать прямых углов, всячески скругляли и срезали углы зданий, поэтому у церкви Сан-Карло углы также срезаны, а возле них расположены четыре скульптурные группы с фонтанами.

Уже в XVI в. складываются приемы создания итальянского барочного интерьера. Стены и потолки помещений декорируются фресками, а вставленные в стены картины обрамляются резными деревянными позолоченными рамами или лепным орнаментом высокого рельефа.

Создание одного из первых барочных интерьеров (Галерея Фарнезе, 1597–1604 гг.) А. Карраччи, который начал свою деятельность декоратором некоторых дворцов в Болонье, можно считать рождением истинно барочного стиля.

В Болонье впервые стали широко использовать в росписях мотивы так называемой иллюзионистической архитектуры-квадратуры (от лат. quadratura). Такие росписи стали одним из самых популярных способов декорирования стенных и потолочных плоскостей.

В 1693 г. художник А. Поццо, автор многих великолепных фресок в стиле квадратура, подготовил целый трактат о технике подобной живописи – Perspectiva pictorum et architectorum (Живописная и архитектурная перспектива). В нем объяснялось, например, как увязывать перспективную точку зрения с границами фрески или описывались приемы, облегчающие создание огромных по площади фресок. Это руководство оказало огромное влияние на архитекторов и художников своего времени, которые в создаваемых барочных интерьерах старались обеспечить графическое и цветовое соответствие между мраморными плитами или тканями, которыми отделывались стены помещений, фресками, скульптурой и др. элементами декора.

С именем Л. Бернини связано активное использование цветного мрамора для облицовки стен в сочетании с металлом, стукко или фресками. Такую отделку он применял, как правило, для украшения церковных интерьеров. Например, в знаменитой капелле Корнаро в церкви Санта-Мария делла Виттория в Риме, где установлена его композиция Экстаз Св. Терезы (1644–1652 гг.), или в церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1658-1670 гг.).

Использование цветного мрамора из-за его относительно высокой цены делало его в Италии доступным лишь для очень богатых людей. Поэтому отделка мраморными плитами жилых интерьеров, за исключением полов, встречается в Италии крайне редко. В большинстве случаев использовалась, доведенная до совершенства в XVII–XVIII вв., техника finto marmo, т.е. расписанное под мрамор дерево. Обычно таким образом декорировались под мрамор деревянные стенные панели. Такой приём декорировки распространился потом буквально по всем европейским странам.

Камины и их декоративное убранство в итальянском барокко стали играть заметно меньшую роль в интерьере помещения по сравнению с каминами эпохи Возрождения. Например, в роскошном интерьере Большого Салона в палаццо Барберини камины не являются активными элементами и имеют весьма скромный декор, а многие другие интерьеры помещений дворца вообще не имеют каминов.

На протяжении всего XVII в. итальянцы продолжают лидировать в искусстве стукко. Опираясь на традиции и мастерство предыдущей эпохи, особенно периода маньеризма, художники по стукко продолжили и развили принципы богато разработанного лепного декора. Живопись или фресковые росписи в большинстве случаев обрамлялись белым или позолоченным стукковым декором. Примером могут служить стукковые рельефы в Салоне Деи Кораццьери в римском Квири-нальском дворце (1605–1621 гг.) и в салоне палаццо Риккарди во Флоренции.

Прекрасные образцы лепнины второй половины XVII в. были выполнены А. Хаффнером для Сала Деи Инверно в генуэзском палаццо Альбрицци в Венеции.

Другим видом искусства декорирования интерьера эпохи барокко, стирающим грани между архитектурой, скульптурой и живописью, была декоративная иллюзорная плафонная роспись. Ею славились художники П. да Кортона и А. Поццо. Например, роспись купола в палаццо Барберини (1625–1663 гг.), которая была завершена П. да Кортона приблизительно в 1639 г.

Главная задача такой росписи состоит в создании ирреального пространства, в котором теряются привычные представления о реальных размерах, объёме, форме, цвете, свете и иных характеристиках и свойствах создаваемого помещения. Плафон, как завершающий элемент интерьера барокко, с помощью перспективной росписи превращается в иллюзорное, уходящее вверх бесконечное пространство неба с летящими облаками и фигурами людей. Характерно, что многие плафонные росписи в интерьерах барокко имитируют не только пространство неба, но и купол с его устремленностью вверх. Эти перспективные росписи как нельзя лучше выражали эстетический идеал искусства барокко – бесконечности пространства, движения масс, света и цвета.

Образец декоративной отделки интерьера раннего барокко в Италии, как уже ранее отмечалось, это галерея Фарнезе в Риме, а более позднего – интерьеры дворцов Питти во Флоренции и Бар-берини в Риме. Здесь все подчинено одной общей идее движения масс и пространства. В соответствии с декором стен, потолков и других элементов интерьера создается и украшается мебель: столы-консоли, стулья, кресла, табуреты, шкафы, шкафы-кабинеты, бюро-кабинеты и др. Мебель стиля барокко отличается укрупненностью пропорций, утяжеленностью своих форм, пышностью резного золоченого декора. Мебель для сидения делается более удобной и соответствует носимой одежде. Широко используются мягкие табуреты, стулья и кресла, а затем и диваны. Спинки делаются с отвалом, появляются более удобные локотники. Сундуки (лари) и поставцы выходят из употребления. Их заменяют шкафы, кабинеты и бюро-кабинеты.

Стол из дуба
Стол из дуба
Стол из ореха
Стол из ореха, инкрустация эбеном и слоновой костью. Франция

Для шкафов характерны сплошные силуэты, криволинейность очертаний в плане, наличие изогнутых карнизов со сложным скульптурным декором, пышно орнаментированные лучковые или разрывные фронтоны, резные рамы дверок и ножки. Филёнки дверок шкафов и бюро-кабинетов часто украшаются вставками из цветной каменной мозаики (агата, оникса, ляпис-лазури и др.), шлифованного цветного стекла или цветной деревянной мозаики – маркетри, в технике которой выкладываются целые сцены.

Во Флоренцию и Болонью стиль барокко при изготовлении мебели проник сравнительно поздно – начиная со второй половины XVII в., и вначале она по форме и декору мало отличалась от мебели Позднего Возрождения. Однако позднее в дорогих образцах мебели уже угадывается стилистика нового времени.

Характерным мебельным объектом – непременным элементом парадной обстановки дворцов – стали шкафы-кабинеты, которые хорошо декорировались. Такие кабинеты высоко ценились, часто посылались друг другу как ценный подарок. Увлечение кабинетами было настолько велико, что они стали изготавливаться во многих странах Европы, поэтому их форма и декор стали носить явно выраженный национальный отпечаток.

В XVII в. изготавливались большие кабинеты с подстольями, ставшими необходимой частью убранства дворцов. Обставленная несколькими такими предметами комната получила название кабинет. Этим словом французы иногда обозначают просто небольшую комнату. Кабинеты имели большое количество ящиков, которые служили также для хранения мелких предметов, денег, документов, иных ценностей.

Широкое распространение получили не только напольные кабинеты, но и настольные, миниатюрные, равные по размерам шкатулкам. Они отделывались тиснёной и золочёной кожей, лепной мастикой.

Особое место занимают флорентийские бюро-кабинеты с их сложными и изысканными формами. Они часто изготавливались из черного дерева, их филенки декорировались флорентийской мозаикой из цветного мрамора и стекла, инкрустировались слоновой костью, перламутром, фаянсом. В качестве украшений использовались также накладные орнаменты, медальоны, бюсты, статуэтки из золоченой и хорошо прочеканенной бронзы. Такие бюро-кабинеты делались на высоких ножках, скрепленных внизу резными проногами. Лицевые поверхности ящиков кабинетов имели наборный из цветного камня рисунок птичек, плодов, цветов. Когда изображались различные плоды, то мозаика иногда даже делалась рельефной. Славились также миланские кабинеты из черного дерева на подстольях, стоящие на точеных ножках. Лицевая грань таких кабинетов обрабатывалась архитектурными тягами, карнизами, цоколями, витыми полуколонками и т.п. Поверхности украшались мозаикой из слоновой кости. Кабинеты имели завершение в виде парапета, увенчанного балюстрадой. В свою очередь эту балюстраду украшали статуэтками, выполненными из кости.

Пластическое решение форм мебели для сидения было усложнено. Мягкая мебель (табуреты, стулья и кресла) массивна, украшена резьбой, часто с позолотой, и обита темным бархатом с крупными узорами или глазетом – тканью с вплетенными золотыми или серебряными нитями. Кресла имеют вертикальные или изогнутые ножки или ножки пирамидообразной формы с кувшинообразным расширением в верхней части, стянутые внизу проногами или изогнутой крестовиной с резным вазоном в средней части. Спинки имеют полукруглый верх, часто делаются глухими, высокими или с небольшой перемычкой между стойками. Подобным образом выполняются и табуреты, которые также обиваются разрезным бархатом. Они имеют четыре поставленные по диагонали изгибающиеся ножки, которые заканчиваются далеко расходящимися завитками и скреплены резными золочёными проногами.

В это время появляются маленькие столы прямоугольной формы, которые ставятся у стены или у стены под зеркалом-трюмо. Это были декоративные мебельные объекты, на которые обычно устанавливались какие-либо красивые предметы: вазы, часы, статуэтки и т.п. В таких столах особенно обильно декорируются подстолье и ножки. Здесь выполняются массивные резные украшения, которые золотятся и, часто, расписываются в виде наяд, путти (купидонов), негров, орлов, львов, грифонов, раковин, лент, завитков аканта и др. Столы функционального назначения делаются со столешницами круглой, шести- или восьмиугольной формы. Края столешниц обрабатываются резным орнаментом. Применяемые в предыдущую стилевую эпоху ножки в виде массивных опор заменяются одной точеной в форме вазы, к которой с трех сторон крепятся кронштейны, оканчивающиеся внизу звериными лапами. Все это подстолье стоит на массивном основании, также сплошь покрытом резьбой.

Принципиальные изменения происходят в конструкции кровати. Балдахин остается, но поддерживающие его высокие колонки исчезают, т.е. он теперь консольно крепится к стене. Роль кровати как одного из активных элементов интерьера резко возрастает.

В эпоху барокко мебель делается из ореха, более пригодного для резьбы и полировки. Орех становится настолько популярным, что в Англии это время получает название орехового периода. Мебель постепенно приобретает все более сложные криволинейные очертания, и вместо резьбы начинают использоваться бронзовые накладки. Если мебель делается из дуба, то она фанеруется ореховым шпоном. При обработке криволинейных поверхностей приходится применять технику ручного набора из мелких кусков шпона. Так появляется, помимо Италии, во Фландрии и Голландии, а затем в Германии и Франции, новый вид декора, деревянная мозаика – маркетри (франц. marqueterie – испещренный знаками).

В Риме, Флоренции и ряде других городов Италии были основаны шпалерные мануфактуры, для которых образцами изделий служили фламандские гобелены. Уже в первой половине XVIII в. мода на их продукцию дошла до Неаполя и Турина. Венеция и Генуя славились производством высококачественных шерстяных тканей, а генуэзский набивной бархат пользовался спросом во многих странах Европы. Все эти ткани использовались также для обивки мягкой мебели.

Голландская и фламандская мебель Возрождения и барокко (XVI-XVII вв.)

В XVI в. в Голландии происходит смена стилевой ориентации в изготовлении мебели. Из орнаментации, заимствованной от Раннего итальянского Возрождения, мебельщики начинают использовать (в конце первой половины XVI в.) гротескный орнамент Высокого Возрождения. На орнаментацию и общий декор многих мебельных объектов сильное влияние оказали гравюры У. Флориса, Кук ван Эльса и других художников. Значительно повлияли на стилистику мебельного декора проекты художника Вреде-мана де Бризе, который выпустил в то время сборник своих разработок (Differents Pourtraics de Menucerie). Именно по этим проектам голландские специалисты перешли от готических разработок мебели к ее образцам с архитектурными шаблонами: цоколями, колоннами, консолями, пилястрами, карнизами и др. Стиль Вре-демана де Бризе наиболее наглядно проявился в мебели Антверпена. Здесь шкафы и поставцы делаются с двумя или четырьмя дверками, с ромбовидными филенками, которые членятся пилястрами, витыми колонками, консолями и даже, в некоторых образцах, – гермами, имеют высокий цоколь, сильно выступающий профилированный карниз и массу пирамидообразных декоративных накладок на выступающих частях. Стоят эти шкафы на шаровидных ножках. В это время большое распространение получили стулья и кресла, также первоначально выпущенные в Антверпене. Каркасы таких мест для сидения собираются из точеных витых круглых в сечении стержней, места соединения которых представляют собой прямоугольный брусок со скошенными гранями. Верхняя часть спинки выполняется прямой или имеет слегка закругленную грань. Изгибающиеся локотники кресел, опирающиеся на витые стойки, которые выглядят как продолжение передних ножек, в передней части заканчиваются волютами. Сиденье и спинка стульев и кресел, как правило, обиваются кожей и гобеленовой тканью с применением гвоздей с крупными шляпками. В это время происходит изменение характера украшений мебели и самих ее форм, применяется другой материал. Теперь мебель делается из ореха, а также из других привозных пород дерева. В поздний период появляются инкрустация и вставки из палисандрового, чёрного, амарантового (фиолетового) и розового дерева, что значительно обогатило декоративное решение разнообразных мебельных объектов. Кровати делаются с балдахином и подобным образом украшаются.

Продолжают существовать сундуки с разнообразными формами декора лицевых фасадов. Эти фасады, как правило, имеют строгие архитектурные членения, карнизы и консоли. Лицевая поверхность членится пилястрами на отдельные панно филёнок, украшенных геометрическим резным орнаментом. Кроме того, пилястры дополнительно украшаются вставками из цветного дерева. Обеденные столы имеют достаточно простую форму и часто делаются раздвижными. Массивные точёные ножки имеют ярко выраженную кувшинообразную форму и внизу стягиваются брусками-проногами. Такая кувшинообразная форма ножек оказала сильное влияние на русскую мебель.

В конце XVII в. на формы и декор голландской мебели сильное влияние оказывает Китай.

Шкаф на сдвоенных шарообразных ножках, стоящих на прямоугольных брусках-опорах, поставцы, комоды и шкафы-кабинеты с массой выдвижных и потайных ящиков, которые закрываются дверцами, явно выполнены под этим влиянием. Ножки таких шкафов делались точеными, шарообразными, а иногда изогнутыми в виде латинской буквы S с формой, расширяющейся кверху. Оканчиваются такие ножки внизу птичьей лапой, зажавшей шар. Такой тип ножек в дальнейшем стал применяться в мебели, создаваемой и в других странах. Например, в Англии этот тип ножек хорошо просматривается в стилях королевы Анны и Георгов, а ещё позднее – в стиле Чиппендейла.

В начале XVII в. в результате длительной борьбы Нидерландов за независимость от владычества Испании происходит деление страны на две части: северные провинции, которые стали называться Голландией, и её южные провинции, которые, оставшись под испанской короной, стали называться Фландрией. Складывающееся искусство Фландрии, в первую очередь в Антверпене, который стал центром художественной жизни страны, одно из первых, после Италии, испытывает влияние барочного стиля, который коснулся, прежде всего, живописи, декоративно-прикладного искусства и орнаментального декора. Такие черты как практичность, материализм, эмоциональная приподнятость, пышность форм, декоративность и, одновременно, удобство и уют характеризуют интерьер фламандского жилого дома и его элементы, в частности, мебель. Характерный пример раннего фламандского барокко – жилой дом выдающегося живописца и государственного деятеля П. Рубенса, построенный в 1613 г. в Антверпене. О стилистике барокко на фламандский лад дают представление не только архитектура и убранство интерьеров этого дома, но и живописные произведения самого П. Рубенса, Ван Дейка, Иорданса, Снейдерса, Теньера и многих других замечательных художников того времени. Мебель, которую производили фламандские мастера, по своей конструкции и декору соответствует мебели Позднего итальянского Возрождения. Вплоть до середины XVII в. такая мебель имеет достаточно жёсткие прямоугольные формы с чёткими членениями.

Однако уже со второй половины века появляются более динамичные формы опорных частей, филёнок столярной работы, резных украшений фризов шкафов и др. Во Фландрии продолжают делать возрожденческие типы тяжелых шкафов из дуба, имеющие две или четыре дверцы, выдвижные ящики, выступающие профилированные карнизы, пилястры, консоли и ножки в виде птичьих лап, держащих шары. Позднее появляются двухъярусные шкафы, филенки которых уже имеют более сложную декорировку. Такие шкафы также имеют сильно выступающий карниз, который поддерживается консолями в виде детских головок, и хорошо декорированный орнаментальной резьбой невысокого рельефа фриз. Места сочленений вертикальных (в виде пилястр) и горизонтальных весьма активных профилированных выступов на лицевой и боковых гранях корпуса шкафа украшаются (маскируются) львиными головами с металлическими кольцами во рту.

Продолжают применяться во Фландрии и бюро-кабинеты, но постепенно, в отличие от итальянских образцов, они теперь не имеют сложных форм и декора, а пропорции становятся простыми и более определёнными.

Сложная резьба заменяется теперь на декор, выполненный большей частью столярным способом. Кабинет устанавливается на высокое подстолье, опирающееся на точеные с большими перехватами ножки, стоящие на шарах. Ножки внизу стянуты проногами в виде простых прямоугольных в сечении брусков. Ящики шкафа закрываются двумя распашными дверцами с филенками фасонного декора столярной работы. Шкаф в своей нижней части под дверками имеет наружный выдвижной ящик, а в верхней части – фриз и далеко выступающий карниз, поддерживаемый консолями. Фламандские креденцы (поставцы) XVII в. представляют собой как бы двухчастный шкаф с навесом и нишей, как у буфета. Навес, который выполняет роль фриза и карниза всего шкафа, опирается консольно спереди на два хорошо профилированных точеных и резных столбика. Лицевая и боковые грани шкафа обильно декорированы рельефной резьбой и архитектурными шаблонами. Корпус шкафа, имеющий несколько явно выраженных горизонтальных членений, нижнее из которых представляет собой своеобразный цоколь, приподнят над полом и стоит на шести шарообразных опорах.

В мебели для сидения конструкция мест соединения отдельных элементов ясно видна. Ножки и проноги стульев и кресел, а также столов, которые раньше делались, как правило, точеными или резными, заменяются витыми с четырехгранными перехватами в местах скрепления. Опорные стойки спинок в верхней части оканчиваются резьбой из завитков аканта или львиными головками. Локотники у кресел делаются весьма удобными, имеют в средней части прогиб и заканчиваются волютами, украшенными резными акантовыми листьями. Сиденья и спинки стульев и кресел делаются мягкими с набивкой конским волосом и часто обиваются кожей или декоративными тканями с длинной бахромой. В это время сложился новый рисунок расположения обивочных гвоздей с крупными полукруглыми шляпками на рамах сиденья и спинки. Если раньше шляпки гвоздей размещались достаточно далеко друг от друга, то сейчас их шаг учащен, благодаря чему получается строгий декоративный бордюр в виде бус по периметру сиденья и спинки.

Явно увеличенные размеры по ширине и глубине мест для сидения того времени были обусловлены изменившимся покроем одежды, которая делается теперь более пышной с большим количеством складок.

Столы выпускаются со столешницами различной формы. Коробки подстолья опираются на ножки, выполненные в виде точеных балясин с шарообразными или кувшинообразными выпуклостями и стянуты проногами. Получают распространение также витые точеные ножки и проноги с прямоугольными или квадратными утолщениями (перехватами) в местах соединения отдельных частей конструкции. Иногда в центре проножек устанавливается какой-либо декоративный элемент, например, точеная балясина в виде вазона или столбика. Края коробки подстолья имеют фигурные вырезы и вместе со столешницей, как правило, украшаются плоской резьбой.

Вся мебель делается исключительно из ореха, а не дуба. Используется также привозная древесина чёрного (эбенового) дерева, палисандра, гаванского кедра.

Фламандский барочный стиль XVII в. оказал большое влияние на формообразование голландской и северогерманской мебели.

Немецкая мебель барокко (вторая половина XVII–нач. XVIII в.)

Влияние стиля барокко на формы немецкой мебели начинает ощущаться не раньше второй половины XVII в. Особенно это заметно после окончания здесь 30-летней войны. Но вначале идет заимствование форм и пропорций голландской мебели. Впрочем, это голландское влияние сохраняется частично до самого рубежа XVII– XVIII вв. В первую очередь это относится к стилистике таких элементов конструкции и декора как витые колонки в виде пилястр, витые ножки стульев, кресел и столов, шаровидные опоры, столярная разработка филенок и т.д. Обилие витых колонок, служащих украшением шкафов, буфетов и поставцов, явно перегружает формы немецкой мебели. Например, креденца (поставец) немецкой работы последней трети XVII в. имеет необыкновенно пышные резные и токарные украшения в виде фигурок кариатид на средней части шкафа, боты. Такой шкаф высотой более 2,5 м, глубиной более 1 м, а шириной почти 3 м покоился на шести шарообразных опорах.

В XVII в. в г. Аугсбурге делались весьма роскошные кабинеты, ножки и проножки которых представляли собой сплошное резное кружево. В декоре лицевой грани шкафов широко применялись флорентийская мозаика, отделка серебром и черепаховым панцирем. Такие шкафы-кабинеты, установленные на подстолье, напоминали целые архитектурные сооружения. Вместо привозного черного (эбенового) дерева для изготовления кабинетов немецкие мебельщики часто применяли мореную грушу. В качестве декоративного элемента часто использовался резной узор в форме ормушля (от нем. Ohrmuschel – ушная раковина) – характерного элемента фламандского барочного орнамента в виде складок ушной раковины. Иногда лицевая поверхность кабинета расписывалась и трактовалась как фасад здания, имеющий окна, за которыми видны красивые пейзажи.

В Баварии, в Регенсбурге, делались более строгие по форме кабинеты, стоящие на шести зитых ножках, стянутых внизу проногами в виде буквы X. Вся лицевая гладкая поверхность такого шкафа украшена иллюзорными картинами архитектурных перспектив в технике интарсии или маркетри из цветного дерева. Производились также кабинеты, у которых филенки дверец, боковые грани и лицевые плоскости наружных ящиков были украшены весьма сложными барельефными композициями, изображающими целые сцены религиозного и светского содержания. Эти композиции выполнялись из цветного дерева и вправлялись в своеобразные волнистые рамки черного цвета. Такие волнистые рамки получили весьма широкое распространение не только в Германии, но и в Голландии, Фландрии и Англии. По мнению некоторых исследователей, они были изобретены в начале XVII в. немецким мебельщиком г. Шванхардом. В конце XVII в. такой вид волнистых обрамлений проник в Россию и получил название флемованных дорожников.

Флемованными дорожниками пользовались фламандские мебельщики, членя плоскости декорированных мебельных объектов из черного дерева на отдельные орнаментальные сюжеты и сцены на мифологические темы.

Русская мебель барокко (вторая половина XVII–начало XVIII в.)

Немецкую барочную мебель второй половины XVII–начала XVIII в. характеризует высокое столярное мастерство немецких мастеров и искусство декоративного убранства создаваемых ими мебельных объектов и, одновременно, избыточный запас материала, тяжеловесность резных и точеных украшений.

Первые признаки стиля барокко в России следует искать во времена правления царя Алексея Михайловича (1645–1676 гг.). В это время Россия уже имеет достаточно устойчивые торговые связи с Англией, Голландией и другими странами. В покои царских дворцов и дома бояр начинают проникать привозные мебельные объекты барочного стиля: сундуки, кровати, массивные шкафы, кресла, столы и др. Приглашаются иностранные мастера, которые выполняют заказы на изготовление мебели и обучают русских мастеров. Типичными предметами обстановки помещений были стулья и кресла с высокой прямой спинкой, украшенные резьбой в виде завитков, корон, гербов, орлов и львов, кресла с низкой спинкой, точеными прямыми с перехватами или витыми ножками, проногами и стойками локотников. Стулья и спинки обивались сукном, бархатом или тисненой кожей. Использовались также массивные столы, привезенные из Германии, стоящие на толстых точеных или витых ножках, массивные шкафы, корпусы которых покоились на шарообразных опорах, и кровати с пологом. Правда, кровати с пологом были достаточно редким мебельным объектом и встречались лишь в царских палатах. Вся мебель была деревянной, а ее поверхность обычно покрывалась восковой мастикой, полировалась или красилась. Однако многие образцы мебели не только ввозились, но и изготавливались, например, в Оружейной палате Московского Кремля. Там работали известные тогда столяры, резчики и позолотчики: С. Дарев-ский, К. Михайлов, г. Окулов, П. Кузовлев и др., которые выполняли заказы царского двора и московской знати. Многие образцы западноевропейской мебели того времени копировались местными мастерами (в основном, крепостными людьми) – эти копии были весьма невысокого уровня и в плане конструкции, и в плане декоративной обработки, т.к. русские столяры и резчики тогда ещё не знали всех секретов мебельного искусства, накопленных на Западе. Может быть этим объясняется факт, почему так мало предметов обстановки русских жилищ того времени дошло до нашего времени.

К началу царствования Петра I (1672– 1725 гг.) барокко в Европе достигает своего высшего расцвета. Гамбургские (по другим сведениям, Аугсбургские или Нюрнбергские) мастера создают (в 1682–1684 гг.) серебряный двойной трон для юных царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. Над двойным сиденьем, обитым красным бархатом, на витых столбиках укреплен своеобразный балдахин с чеканными золочеными изображениями фантастических животных и птиц, всадников и иного растительного барочного декора. Перед сиденьем укреплены три ажурные ступеньки, а на некотором расстоянии от трона расположены три стоянца – своеобразные по форме и декору массивные колонки, одна из которых установлена точно по центру трона, украшенные сверху двуглавыми орлами, гравированным и прорезным орнаментами, а также две низкие колонки-столбика. Эти колонки предназначались для двух царских скипетров и одной общей державы. Спинка правого сиденья, предназначенного для юного Петра, имела прорезное оконце, которое закрывалось занавеской. Предполагается, что в дни торжественных приемов стоящий за троном человек давал советы и подсказывал царю нужные ответы. В России в эпоху Петра лучшими образцами считается мебель Англии и Голландии – самых мощных морских держав того времени.

На начало XVIII в. приходится резкий прилив иностранной мебели и иностранных мастеров в Россию. Иностранным мастерам вменялось в обязанность обучать приставленных к ним учеников. Иностранная мебель существовала во дворцах рядом с изделиями, выполненными в Петербурге. Вместе с приглашением западных мастеров и покупкой мебельных образцов за границей развивалось и отечественное производство. Русское мебельное искусство, отличаясь своей самобытностью, тем не менее начинало развиваться в русле общеевропейской культуры. С этого времени на смену громоздкой мебели из дуба приходит мебель облегченных пропорций, более элегантная. Поверхность мебельных объектов имеет теперь более сложную форму за счет выпуклых и вогнутых элементов. Используется фанеровка ореховым деревом, а также редкими привозными породами, каменная мозаика и маркетри, инкрустация различными материалами, золоченая бронза в виде накладных элементов декора, раскраска и т.д.

В начале XVIII в. из городских домов, в первую очередь в столицах, убираются сундуки, а их место, как было принято в Европе, занимают шкафы и комоды. В это время в ходу простые типы голландских и английских кресел и стульев с прямыми ножками и спинками, имеющих три стойки, средняя из которых выполнена резной.

Наряду с ними широко распространяются типы стульев, по формам напоминающие северогерманские образцы. Стулья имеют прямые точеные ножки и часть проножек, точеные боковые стойки прямых спинок, средняя часть которых украшена ажурной резьбой в виде крупных завитков. Спинка имеет полукруглое завершение, также украшенное резьбой. Подобное резное украшение имеет передняя проножка, расположенная достаточно высоко над полом – примерно по центру ножек. Стулья выполняются мягкими или полумягкими и обиваются тканью или кожей гвоздями с крупными шляпками. Мягкую обивку имеет и центральная планка спинки. Подобным образом решаются и кресла с точеными ножками и проногами, резным завершением спинки и развернутыми в стороны локотниками. Кресло имеет мягкую обивку сиденья и центральной части спинки и украшается дополнительно бахромой по низу сиденья.

Используются также другие типы мягкой мебели для сидения, обитые кожей, тканью с вышивкой или шелковой тканью. Такие кресла и диваны имеют изогнутые резные ножки, которые оканчиваются птичьей лапой, держащей шар. Образцом мебели петровского барокко может служить трон Петра I, украшенный серебром. Этот трон был выполнен мебельщиком Клаузеном в 1713 г. Другим образцом может служить кресло, обитое малиновым бархатом, на котором помещалась восковая фигура Петра I, сделанное в 1725 г. П. Федоровым, резчиком Почтового двора. Характерными для этой эпохи являются тяжелые дубовые столы, делавшиеся по типу голландских столов XVI в., которые стояли на толстых точеных ножках в виде кувшинообразных баляс, стянутых проногами – плоской рамой прямоугольной формы с профилированными кромками. Подстолье выполнялось весьма массивным и имело, как правило, ящики. Вся лицевая поверхность подстолья украшалась профилями, полуколонками и сложным декоративным мотивом, напоминавшим порталы или наличники окон московских дворцов или церквей. Столешница с профилированной кромкой могла иметь выдвигающиеся из-под нее боковые доски, что напоминало некоторые голландские образцы. Если такой стол выполнялся из простого дерева, то он часто окрашивался зеленой краской. Для меблировки помещений использовались разнообразные шкафы, декор лицевых фасадов которых выполнялся, следуя принципам архитектурных украшений с использованием архитектурных шаблонов. Влияние голландских шкафов чувствуется в пропорциях и решении формы узорных филенок дверок, карниза, точеных полуколонок и архитектурных шаблонов в двухъярусном шкафу-буфете, выполненном в начале XVIII в. Поверхность таких мебельных объектов вощилась и имела матовую фактуру. Следует отметить, что отделка мебели в технике маркетри в России в начале XVIII в. не привилась, поэтому вместо деревянного мозаичного набора часто применялась роспись всей поверхности деревянного предмета, предварительно покрытого левкасом, яркими орнаментальными узорами, тематическими картинками, цветами. Затем роспись покрывалась лаком. Для меблировки помещений дворцов применялись, помимо шкафов, столов и мебели для сидения, также напольные часы, зеркала в рамах мореного дуба, ширмы, лаковой работы ларцы и др.

Соколова Т.М. в своей работе упоминает о сохранившейся описи отделки и меблировки Петергофских дворцов 1728 г., согласно которой стены в помещениях дворцов были затянуты тканями, чаще всего шелковыми, реже шерстяными и выбойчатыми. Мебель была обита той же тканью, что и стены, а также красным сафьяном. На плетеные стулья укладывались шелковые подушки. В описи, например, были отмечены: обои муаровые голландского шелка, ширмы английские и китайские, шкаф из ореха английский, столик простой немецкий черного цвета на трех ножках, столик лаковый расписной на одной ножке, стол дубовый круглый с полами, шкаф красного цвета и т.п.

Французская мебель барокко (середина XVII–начало XVIII в.). Стиль Людовика XIV

Франция XVII в. – наиболее могущественное государство Европы с абсолютной королевской властью. На это время приходится строительство грандиозных архитектурных ансамблей, создание роскошных произведений декоративно-прикладного искусства, мебели и скульптуры, великолепных живописных работ.

Сложившийся к середине XVII в. во Франции стиль можно охарактеризовать как барокко в синтезе с возрожденческими мотивами. Это было барокко на французский лад – весьма пышное, блистательное, светское, в своей большей части репрезентативное искусство, более упорядоченное и академичное, чем итальянское. Этот стиль принято называть Большим стилем, или стилем Людовика XIV. Весь период французского барокко весьма условно подразделяют на несколько этапов: Поздний Ренессанс с элементами маньеризма раннего барокко, переходный стиль (Людовик XIII, 1610–1643 гг.); зрелое барокко (Людовик XIV, 1643–1715 гг.); стиль регенства (переходный стиль между правлениями Людовика XIV и Людовика XV) и рококо (Людовик XV, 1720–1765 гг.). Последний этап, стиль рококо, в настоящее время исследователи относят не к завершающему, позднему этапу барокко, а к самостоятельному художественному стилю, правда, выросшему из недр барокко.

Французскую мебель эпохи барокко нельзя оценить без учёта развития архитектуры того времени, убранства интерьеров и всего декоративно-прикладного искусства в целом.

При Людовике XIII аристократия и богатая буржуазия Франции активно заказывают для себя строительство роскошных дворцов, которые проектируют для них С. Де-Брос, Ф. Мансар, Л. Лево и другие известные архитекторы того времени.

Все в интерьере служит репрезентации, желанию мгновенно поразить зрителя роскошью убранства помещений.

Теперь парадными помещениями становятся вестибюли с парадными, хорошо декорированными лестницами и соединенные с ними галереи. Впечатление торжественности возникает у посетителя всякий раз, когда он попадает в вестибюль с парадной лестницы, над которой как бы парит расписной плафон потолка.

Требования возникающего нового стиля приводят к развитию декоративно-прикладного искусства, в особенности, изготовления тканей, ковров, посуды, ювелирных изделий и, конечно же, мебели. Кресла и стулья этого времени ещё имеют прямолинейные формы, их основные конструктивные элементы выполняются токарным способом, спинки и сидения обтягиваются тканью. Постепенно, в связи с требованиями удобства, кресла становятся шире, спинки делаются выше, все деревянные части покрываются обильной резьбой и золотятся. Однако французское декоративное искусство и производство мебели этого стиля получили свое высшее развитие только во второй половине XVII в. при Людовике XIV, при котором строится великолепный ансамбль Версаля – с его дворцами, садами, парками, бассейнами и фонтанами, украшенными скульптурами. Все это было задумано и осуществлено для церемоний придворного быта, подчиненных строгому торжественному этикету. Версаль, который был создан архитекторами Л. Лево, Ж.А. Манса-ром и А. Ленотром под руководством первого живописца короля Ш. Лебрена и украшен скульптурами Ф. Жирардона и А. Куазевокса, наиболее органично выразил идею абсолютной власти. Начатые в 1661 г. строительство и отделка Версаля продолжались на протяжении последующих тридцати лет. Ансамбль Версаля – высший символ и образец стиля французского барокко и высшее достижение искусства того времени. Монархия Франции становится классическим примером и образцом для подражания большинства королевских дворов Европы. Французский барочный стиль надолго становится высшим критерием красоты и роскоши.

Общий вид дворца Версаль
Общий вид дворца Версаль. 1668 г. Париж, Франция
Парадная спальня дворца с камином и кроватью. Версаль
Парадная спальня дворца с камином и кроватью. Версаль
Зеркальная галерея
Зеркальная галерея. Версаль. Ф. Мансар и Ш. Лебрен. 1679–1686 гг. Франция

Подобные результаты стали возможны не только стараниями архитекторов, живописцев, скульпторов, мебельщиков и т.д., но и благодаря Кольберу, первому министру Людовика, который отвечал за организацию всей художественной жизни страны, организуя различные учреждения, призванные развивать искусство и культуру, или оказывая им государственную помощь.

В 1661 г. стараниями Кольбера новую роль обрела Академия живописи и скульптуры, официально учрежденная ещё в 1648 г. Другая академия, Академия архитектуры, получившая официальный статус в 1671 г., становится настоящей школой для зодчих и строителей. Специально созданная в 1666 г. Французская академия в Риме начинает обучать студентов живописи, скульптуре и архитектуре на лучших образцах итальянского античного искусства.

Деятельность Кольбера была направлена на подъём художественной промышленности и искусства Франции для обеспечения стране независимости от других государств и в этой сфере. В результате искусство и художественная промышленность Франции получили мощный толчок, и страна стала производить всё то, что она прежде импортировала. Кольбер оказывал поддержку и текстильным мануфактурам, которые начали работать в различных городах Франции.

Мануфактуры Лиона начинают производить роскошные ткани из парчи, шёлка, затканные барочными узорами в итальянском стиле, которые нашли свое достойное применение при оформлении интерьеров Версаля – постоянной резиденции Людовика XIV начиная с 1682 г. Кроме того Кольбер приглашает мастеров из Венеции, чтобы французские ремесленники могли научиться у них технике производства зеркал. В 1662 г. на базе мастерской Гобеленов Кольбер объединяет разрозненные ковроткаческие мастерские Парижа и придает им статус королевской мануфактуры, во главе которой, как ее художественный руководитель, стал Ш. Лебрен. Задачи этой мануфактуры были определены весьма обширные. Помимо ковроткачества, она должна была способствовать развитию различных художественных ремесел и служить школой для обучения золотых и серебряных дел мастеров, литейщиков, граверов, ткачей, резчиков по камню, мебельщиков и красильщиков. Тематика украшений значительной части ковров-гобеленов выбиралась с целью возвеличивания образа короля. Например, были выполнены серии гобеленов на темы жизни и великих деяний Людовика XIV или Александра Македонского, где великий полководец отождествлялся с королем Франции (серии гобеленов: Жизнь Людовика XIV, История Александра, Королевские резиденции). В 1664 г. по приказу Людовика XIV была открыта ещё одна ткацкая мануфактура в Бовэ, которая наряду с мануфактурами в Обюссоне и Феллетене приобрела в XVII в. большое значение. Французские гобелены пользовались необыкновенной популярностью. Заказы на них поступали из всех европейских стран. Большая часть изделий выполнялась по рисункам Лебрена.

В XVII в. большое распространение получили изделия из фарфора и фаянса. Центрами их производства становятся Невер, Руан и Мустье. В этих изделиях постепенно исчезают китайские мотивы и орнаментика итальянского Ренессанса, сохранившаяся лишь в мануфактурах Невера. Керамические изделия из Руана покрывают изящными узорами с барочной орнаментикой ламбрекена и трельяжа. Фарфоровые изделия из Мустье украшаются орнаментами с гротесковыми мотивами. В интерьерах Версальского дворца были широко использованы зеркала больших размеров, что свидетельствует об уровне технологии и искусства Франции того времени, которая составила достойную конкуренцию стеклянным и зеркальным дел мастерам Венеции. Известно, что поначалу зеркала крупных размеров Франция закупала в Венеции.

Зеркальная галерея Версальского дворца, созданная Мансаром, является истинным шедевром барочного интерьера. Здесь был использован новый приём декора стен зеркалами, которые находились напротив окон и совпадали с ними по размерам и форме. В результате получалось, что галерея имела как бы две стены с окнами, выходящими в сад, только одни были настоящими, а другие – мнимыми. Свод галереи Лебрен украсил медальонами с изображением побед Короля-Солнца, как называли тогда Людовика XIV.

Зеркальная галерея располагалась на террасе, соединяющей апартаменты короля и королевы. Между окнами и аркадами были установлены пилястры из мрамора, с капителями французского ордера, выполненными из золоченой бронзы, антаблемент украшали королевские короны. В декоре были использованы также мотивы военных доспехов, различных эмблем и оружия из искусственного мрамора.

До 1689–1690 гг. Зеркальная галерея была меблирована серебряной мебелью, созданной по эскизам Лебрена. Однако все эти серебряные столы, табуреты, люстры, торшеры, кадки для растений после Королевского эдикта против роскоши 1689 г. были переплавлены на монеты с целью покрытия расходов на войну. Грандиозность Версальского дворца требовала новых приемов деко-рировки и новых решений в мебельном искусстве.

В некоторых залах стены, разбитые на отдельные панно, были облицованы многоцветным мрамором и украшены колоннами и пилястрами, между которыми помещались лепные золоченые композиции. Великолепны были фризы, карнизы и плафоны, расписанные лучшими художниками страны.

В других залах стены были затянуты дорогими тканями, которые менялись в зависимости от времени года. Зимой использовался зелёный или тёмно-красный бархат с золотым галуном; летом – парча с золотым или серебряным узором и многоцветный шёлк. На фоне этих тканей в золоченых рамах были развешены картины Тициана, Рубенса, Караччи, Веронезе и других великих художников.

На это время приходится пик популярности обивки стен богатых дворцов тиснёной телячьей кожей, украшенной серебряной и золотой фольгой или расписанной яркими красками на различные темы. Декор таких кожаных обивок часто подражал рисунку дорогих тканей. Сохранила свою популярность простая обшивка стен деревянными панелями, выполненными из дуба, сосны или ели, часто тонированными под более дорогие породы.

К концу XVII в. такие деревянные стенные панели стали даже окрашивать в белый, голубой или бледно-зелёный тона. Иногда такая деревянная обшивка имела внизу цокольный пояс, выполненный из разноцветного мрамора. Следует отметить, что мраморная отделка не только полов, но и стен Версаля производилась под явным итальянским влиянием, тогда как во многих других барочных французских интерьерах широко использовалось дерево.

Большая часть помещений первого этажа Версаля имеет мраморные полы, а на верхних этажах полы делались преимущественно деревянными. Уже к 1620 г. Мария Медичи приказала настелить в своем кабинете пол из паркета, инкрустированного серебром. В одной из комнат наследника престола А.-Ш. Буль, придворный мебельщик короля, настелил пол, украшенный узорами из черепахового панциря и серебра, что соответствовало его стилистике декорирования мебели.

Во Франции паркет делался, в основном, из дуба и имел ромбовидную форму своих элементов. Однако техника наборного паркета, обильно инкрустированного, не получила во Франции большого признания, зато в Германии, России и других более северных странах была доведена до совершенства. Поверх паркетных и иных полов могли укладывать соломенные циновки (даже в королевских покоях) или персидские ковры, что являлось большой редкостью. Сплошное ковровое покрытие получило распространение не раньше XVIII в., когда отдельные ковры стали сшивать в единое целое. Персидскими коврами устилали полы лишь в особо торжественных случаях. Иногда ими даже покрывали столы.

В XVII в. во Франции изменилась традиция декорирования каминов. Камины с шатровым навесом на протяжении всего века почти исчезли, а основным типом стал камин с плоским выступом, который делался от пола до потолка. Внизу камин украшался цоколем, а вверху – карнизом, стилистика которых должна была соответствовать профилям декора всей комнаты. Над каминной полкой устанавливалось зеркало. Хотя такие камины с зеркалами были уже известны в начале века, например в Фонтенбло в 1601 г., вплоть до конца XVII в., они не были широко распространены.

Парадная мебель в стиле французского барокко для дворцов Людовика XIV и парижской знати делается вначале преимущественно на основе итальянских образцов. Лебрен приглашает из Италии для Королевской мебельной мануфактуры мебельщика Д. Куччи, мозаичиста Д. Бранки и резчика Ф. Каффиери, которые обучили большое количество известных французских мастеров. Значительное влияние на развитие этого стиля оказали художники Ш. Лебрен и Ж. Лепотр. Изданные ими рисунки образцов мебели имели декорировку по типу римской орнаментики барокко середины XVII в. В стилистике мебели французского барокко можно выделить два направления, из которых одно характеризуется влиянием творчества Лепотра, а второе – влиянием художника Ж. Берена, благодаря которому перегруженная декором мебель становится более изящной.

Весь XVII в. и вплоть до второй половины XVIII в. мебель делается из дерева местных пород, украшается резьбой и золотится или из привозного дерева, в первую очередь эбенового (чёрного), покрываемого инкрустацией из серебра, меди, перламутра, панциря черепахи, дерева других пород и золоченой бронзы. Мебельные объекты украшались также накладными барельефами, медальонами, профилированными поясками, орнаментами, сделанными из литой золоченой бронзы.

Орнамент стиля Людовика XIV строго симметричен и строится на противопоставлении прямых и скругленных линий, что придает определенную подвижность декоративной композиции. Орнамент разрабатывается с использованием мотивов акантового листа, гирлянд, античных трофеев, пальметты, волют, балюстрад, разорванных фронтонов, львиных голов и женских головок, картушей с выпуклой центральной частью, которая часто украшается изображением Солнца, ликом Аполлона, двух перекрещивающихся букв L или трёх французских лилий и т.д. В конце века получают распространение декоративные орнаменты: трельяж, представляющий собой сплошную сетку с ромбовидными ячейками, в каждой из которых помещается розетка, и ламбрекен, имитирующий вырезанные зубцами или подвернутые вверх занавеси, часто с кистями.

В это время мебельщикам известны самые сложные технологии вязки дерева, его фанеровки, инкрустации и мозаичного набора. Конструкция мебели доведена до совершенства. Тем не менее весь XVII в. не существовало гарнитуров мебели в современном понимании этого термина. Создавались лишь отдельные серии или группы конструктивно и стилистически связанных между собой стульев, табуретов и кресел. Шкафы, кабинеты, комоды создавались, как правило, в виде самостоятельных объектов, хотя иногда парами или небольшими группами. Главное новшество, появившееся в мебели этого времени, это учет в ее конструкции и форме требований удобства, комфорта. Появляется большое разнообразие типов мебельных объектов в зависимости от тех или иных жизненных функциональных потребностей человека. В это время начинают широко использоваться высокие напольные часы в деревянных футлярах, первые письменные столы и столы-бюро, столы-консоли, комоды и ранние формы канапе и шезлонгов.

Убранство барочных дворцовых помещений немыслимо без роскошно декорированных шкафов-кабинетов, которые часто имели весьма внушительные размеры. В основном это были фанерованные черным деревом изделия, украшенные мозаикой, инкрустацией, живописью. Кабинет обычно решался по типу барочного здания, фасад которого декорировался резными колоннами, карнизами, фронтонами, розетками, медальонами, волютами, архитектурными профилями. Часто сам шкаф устанавливался на опорах, выполненных в виде колонн или кариатид, стоящих, в свою очередь, на хорошо профилированной цокольной части. Кабинет обычно имел две распашные дверцы, за которыми скрывались выдвижные, хорошо декорированные ящики. На поздний период стиля Людовика XIV приходится появление нового мебельного объекта – сундука, поставленного на ножки и для удобства снабженного выдвижными ящиками, который был назван комодом. Во времена Людовика XIV появляется письменный стол с выдвижными ящиками, который первоначально назывался бюро, т.к. его столешница обклеивалась толстым сукном (от фр. burean – толстое сукно). Такой стол выполнялся из черного дерева, его ножки и проножки были покрыты резьбой, а его ребра, ручки и уключины ящиков украшались накладной чеканной золоченой бронзой. Постепенно рабочая поверхность письменных столов стала иметь надстройку с ящиками и полками и закрываться откидной крышкой. Такие столы имели роскошную отделку и назывались столами-бюро.

Другие типы столов имеют круглую или прямоугольную столешницу. У прямоугольных столов пирамидообразные граненые ножки делаются с вертикальной осью. Они имеют пышную резьбу или инкрустацию. Часто украшаются бараньими головами или женскими головками, выполненными из золочёной бронзы.

Позднее столы начинают стоять не на четырех, а на восьми ножках, стянутых внизу крестообразными изогнутыми проногами. Столы имеют по бокам по два или три выдвижных ящика, украшенных инкрустацией и бронзовыми накладками. Столешницы столов делаются из массивной плиты цветного мрамора и украшаются мозаикой. Делаются и деревянные, украшенные по краю резьбой и инкрустацией, столешницы. Помимо парадных столов появились узкие прямоугольные столы-консоли, которые ставились у стены. Их ширина обычно определялась шириной зеркала-трюмо, которое вешалось на стену над консолью. Основное украшение столов-консолей обычно сосредоточено в подстолье, которое имело пышную резьбу и сплошное золочение. Ножки консоли внизу стягивались проногой весьма сложной формы, а ее середину обычно украшал резной картуш, украшенный королевским шифром и гербом, или вазон. Эти столы выполняли декоративную роль, на них обычно устанавливались какие-либо красивые предметы – вазы, часы, мелкая пластика и др.

В стиле Людовика XIV на границе XVII– XVIII вв. и особенно в последующем стиле регентства заметно изменение прямолинейных образующих форму линий на изогнутые. Например, письменные столы освобождаются от проног и имеют слегка изогнутые ножки, которые суживаются книзу и заканчиваются бронзовыми лапами.

В средней части деревянной столешницы делается наклейка из сафьяна красного или зеленого цвета, украшенная золотым тиснением. Под столешницей находятся обычно три выдвижных ящика, где средний имеет наименьшую глубину по сравнению с двумя боковыми.

Особое место во французской барочной мебели занимает мебель для сидения. Кресла, стулья, диваны делаются с высокой, слегка откинутой назад спинкой выше головы сидящего человека. Локотники имеют красивый изгиб и заканчиваются волютами. Ножки и проноги выполняются токарным способом с большими перехватами и соединяются между собой через характерные утолщения прямоугольной формы. Существуют и другие типы ножек: пирамидальной формы, украшенные резным орнаментом и профилями и изогнутые в виде буквы S, концы которых обычно декорируются акантовыми листьями. Этот последний тип ножек относится ко второй половине правления Людовика XIV. Сиденья, спинки и локотники делаются мягкими и обиваются тканью с ручной вышивкой шерстью мелким крестом или полукрестом, штофом, гобеленовой штучной тканью, испанской тисненой кожей из Кордовы, глазетом, узорным бархатом. Кресла и стулья украшаются также бахромой по нижней кромке сиденья и локотников. Обивочная ткань обычно крепится гвоздями с крупными золочеными шляпками. Набивка – конский волос. В это время появляются первые диваны, напоминающие соединенные между собой три кресла с одной общей спинкой и сиденьем. Верхняя часть спинки таких диванов имеет волнистую барочную линию, как бы повторяющую линию спинок соединенных кресел. Диваны опираются, как правило, на шесть или восемь ножек. Штучные ткани гобеленового типа (отдельно для спинки и для сиденья) изготавливаются на мануфактурах Гобеленов, Бовэ или Обюссона. Такие яркие, насыщенных тонов ткани делаются с орнаментальными разводами, перевитыми цветами крупных размеров или украшаются изображениями птиц, мелких зверьков и т.п. Мягкие части мебели начинают покрывать съёмными чехлами.

Во второй половине правления Людовика XIV появляются удобные кресла с характерными спинками, на которых делаются два выступа для фиксации головы сидящего человека, и первые шезлонги (от фр. chaise longue – длинный стул) в виде кресел вытянутой формы или кресел с приставленными к ним банкетками.

Для французского барокко характерен также весьма пышный декор дворцовых кроватей. Кровати имеют балдахин, роскошные занавеси и драпировки с ламбрекенами, а также атласные, затканные серебряными нитями шелковые покрывала и накидки, которые почти полностью скрывают деревянные элементы корпусов кроватей. Весьма популярными были ткани с восточным рисунком на японские и китайские темы (ветки цветущей сакуры, птички, цветы и т.п.), т.н. japanning. Такие ткани использовались не только для украшения спален, но и в виде скатертей, штор, портьер и занавесей на окнах и дверях. В королевских спальнях альков огораживался от остального помещения ещё и декоративной балюстрадой. В комнатах перед спальнями, т.н. бельевых, устанавливались комоды. Здесь следует отметить, что спальни в XVII в. считались парадными помещениями, в которых зачастую происходил прием гостей. Со второй половины века получает распространение такой тип мебели для отдыха лежа как кушетка (от фр. coucher – спать), похожий на ранний тип шезлонга – на шести или восьми ножках, стянутых проногами, в форме удлиненной мягкой скамьи или банкетки с одной головной спинкой на торце или тремя спинками (продольной и двумя на торцах). Этот тип мебели стали ещё называть канапе. В моду входят экраны, которыми загораживают зев камина. Экраны затягиваются гобеленовыми тканями.

Говоря о барочной французской мебели, следует специально остановиться на дворцовой мебели, выполненной в стиле Буль. Такой стиль носит имя прославленного мебельщика эпохи Людовика XIV Андре-Шарля Буля, фламандца по происхождению, который работал вместе со своими четырьмя сыновьями. Мебель в этой стилистике имела успех и была широко распространена и в XVII в., и на протяжении почти всего XVIII в. не только во Франции, но и в других странах. Мебель в стиле Буль, вызвав к жизни много подражательных произведений мебельного искусства, в том числе и во Франции, была весьма популярна и в России, правда, к самому А.-Ш. Булю отношения не имела.

Мебель Буль монументальна, имеет простые формы и чрезвычайно богато декорирована – можно сказать, пресыщена орнаментацией. Это шкафы, шкафы-кабинеты и шкафчики для монет, стоячие часы, комоды, столы и др. Обычно такую мебель А.-Ш. Буль фанеровал черным деревом и украшал инкрустацией и вставками из золочёной бронзы. Чистые плоскости мебельных объектов трактовались им как панно, на которых изображались своеобразные картины с замкнутой композицией, сплошь покрытые барочными узорами в виде переплетающихся завитков, волют, гирлянд, гротесков, маскаронов, листьев, цветов, розеток и т.д. Иногда в центре такого "орнамента помещались вазы с цветами и порхающими вокруг бабочками, набранными из цветного дерева, или делалась самостоятельная композиция с человеческой фигурой, выполненной слабым рельефом из золоченой бронзы, стоящей на особом постаменте, окруженном причудливыми завитками. Орнаментация Буля строго симметрична и имеет прямую связь с ренессансными мотивами и с декором Древнего Рима, поэтому здесь много фигуративных композиций на тему античности, трофеев, т.е. композиций из мечей, дикторских связок, щитов, шлемов, лавровых и дубовых листьев и т.п. В ранний период А. Буль делает шкафы-кабинеты и шкафчики для монет и медалей, которые являются подражанием флорентийским шкафам-кабинетам и инкрустируются твердым камнем (pietra dura). Булевские шкафы украшаются узорами из цветов и птиц, выполненных в технике инкрустации цветным деревом – интарсии.

Второй, более поздний период мебели в стиле Буль характерен преобладанием инкрустации из черепахового панциря, латуни, олова, серебра, перламутра, стеклянной массы и др. Под обилием украшений деревянной поверхности дерева почти не видно. Элементы орнамента, выполненные, например, из черепахи, наложенные на блестящий фон металла, окаймлялись рельефной рамкой из литой золоченой бронзы. В других случаях барочные узоры, вырезанные из латуни (меди), олова или серебра, смотрелись весьма изысканно на фоне полированной пластины черепахового панциря, подчёркиваясь более крупными украшениями из прочеканенной золочёной бронзы.

Для своих инкрустационных работ А. Буль применял своеобразную технику, которую он, правда, не изобрел, но довел до высочайшего совершенства. Например, для получения отдельных элементов задуманного орнамента две пластинки – черепаховая и латунная (медная) – слегка склеиваются друг с другом, а на одну из них наносится рисунок искомого узорного элемента. Затем одновременно сквозь обе пластинки по контуру этот элемент орнамента пропиливается лобзиком, пока он не выпадет из пластинок в виде двух одинаковых по абрису, но разных по материалу деталей.

Такая техника обеспечивала тончайшую подгонку элементов орнамента и фона друг к другу, возможность одновременно создавать два идентичных по рисунку, но разных по цвету, текстуре и фактуре орнамента и полное отсутствие отходов, что было весьма важно при использовании ценных материалов. На профессиональном языке мебельщиков черепаховая пластина с латунным (медным) узором называлась первой партией, латунная с черепаховой вставкой – второй. Если задумывался какой-либо узор с применением олова, то пропиливание и получение отдельных элементов и пластинок со сквозными отверстиями, точно совпадающими с абрисом этих элементов, велось через три пластины.

Черепаховый панцирь в эпоху барокко применялся не только для подобной инкрустации мебельных объектов. Применялась техника пике (от фр. piquer – вкалывать), когда в черепаховую пластину, согласно рисунку, вкалывались предварительно нагретые отрезки золотой проволоки. Когда проволока остывала, отрезки спиливались у поверхности пластины, которая затем тщательно полировалась. На поверхности пластины получался легкий и весьма изящный кружевной узор, состоящий из мелких блестящих золотых точек. Такой узор часто ещё дополнялся перламутровыми и золотыми накладками.

В музее Эрмитажа имеется столик пике, который был сделан по заказу Людовика XIV на мануфактуре Гобеленов. Он предназначался в подарок королеве Португалии.

К началу XVIII в. прямоугольные формы в стиле Буль как бы смягчаются, появляются округлые изогнутые линии. Сокращается количество позолоты, уступившей место красоте натурального дерева.

Одной из граней торжественного и гармоничного искусства эпохи барокко во Франции – искусства Большого Стиля, или стиля Людовика XIV – является создание мебельных объектов, в которых свобода композиционных построений основных элементов формы, излишняя вычурность, обилие и богатство декора сдерживаются и уравновешиваются ясным тектоническим строем и логичной, разумной их объёмно-пространственной структурой. Все это говорит о явном влиянии и проникновении принципов Ренессанса во французское барокко.

Французская мебель периода регентства (первая четверть XVIII в.). Стиль регентства

Переход от величественного барокко эпохи Людовика XIV к рококо произошел через промежуточный этап, который принято называть стилем регентства. Этот стиль французского искусства, в т.ч. и мебельного, был характерен для первой четверти XVIII в. В это время родной дядя будущего короля Франции Людовика XV Филипп Орлеанский становится в 1715 г. при нем регентом и правит страной. Возникает новый переходный стиль, который постепенно облегчает формы мебельных объектов и их декор, сохраняя при этом структуру и основную линию их форм, а во многом орнаментику стиля Людовика XIV. Правда, теперь в орнаментальных мотивах все реже встречается лист аканта и все большее место занимает орнаментальный узор трельяжа. В XVIII в. королевский двор и вся французская знать тратят огромные деньги на меблировку своих апартаментов, мебель начинает занимать в их жизни значительное место. Роскошь убранства делается более утонченной и менее торжественной и помпезной. Даже возникает некоторое противопоставление меблировки парадных помещений и жилых комнат, которые заполняются мебелью более уютной, соответствующей удобству, вкусам и настроению живущего здесь человека. Кресла и диваны теперь делятся на т.н. обстановочные, которые устанавливаются вдоль стен и имеют свое строго определенное место, и более подвижные, ставящиеся группами в любом удобном месте, например, вокруг стола.

Форма стульев, кресел, диванов постепенно изменяется – здесь почти пропадают проножки, а ножки все более изгибаются, спинка на креслах сначала ещё делается высокой, но постепенно становится ниже, круче откидываясь назад. Сиденье делается ещё более мягким и более широким с учетом носимой одежды. Когда дамы начали носить очень широкие фижмы-панье, то локотники кресел стали разворачивать в стороны, наружу, с целью удобства усаживания и вставания. Декор этих мест для сидения сохраняется в виде рельефной и вызолоченной резьбы деревянных частей и роскошных обивочных тканей гобеленового типа или бархата. На обивку идут не только гладкие гобелены, но и мягкие ворсистые тканые ковры с цветочным рисунком, которые производит мануфактура Саваннери.

В композиции корпусной мебели происходит отказ от архитектурных принципов ее построения. Шкафы перестают напоминать здания с их архитектурным убранством, в первую очередь, их фасадные части. Вместо шкафов и шкафов-кабинетов предпочтение отдается комодам. Передняя фасадная грань корпуса комода плавно изгибается, как бы набухает, а ее нижняя кромка делается с волнообразным выступом в середине. Корпус комода стоит на высоких изогнутых, развернутых в стороны относительно плоскости фасада ножках, покрытых резьбой и украшенных дополнительно бронзовыми накладками в виде растительных орнаментов с человеческими фигурами и головками. Углы столешницы закругляются и ее края профилируются. Корпус комода украшается наборным деревом в технике маркетри, а также бронзовыми накладными украшениями. Для набора используется, как правило, не только черное дерево, но и дерево других ценных пород, привозимых из-за границы.

В основе композиции декоративных украшений по-прежнему лежит симметрия, но в форме и размещении отдельных элементов орнамента, завитков, букетов, фигур и головок наблюдается большая легкость и свобода решения, чем в декоре мебели предыдущего периода.

Использованы материалы учеб. пособия: Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели – Москва: Архитектура-С, 2007


5715 просмотров