+7 (925) 391-62-02 +7 (925) 801-48-20 vagre-zro@znvy.eh Москва, Новослободская улица 14/19 стр. 4

Исторические стили

Произведения искусства – объекты материальной культуры – в своём историческом развитии не всегда можно однозначно поместить в рамки какого-либо определённого стиля, который характеризуется развитым внутренним содержанием и чётко выявленным и ясным формальным построением.

Наиболее правомерно применение понятия исторического стиля к тем эпохам и видам искусства (архитектура, интерьер), где систематическая упорядоченность формальных приёмов и средств выразительности оказывается наиболее выявленной последовательно.

Каждый стиль как общность, целостность средств художественной выразительности и образных приёмов создания произведений искусства, устойчивость всей образной системы складывался по-разному в различные временные эпохи. Как правило, в ранние периоды развития искусства стиль был единым, всеобъемлющим, строго подчинённым господствующим религиозно-идеологическим нормам. Со временем, по мере развития человеческой цивилизации, в пределах общего (единого) стиля постепенно выделяются крупные направления и местные школы, но стилевые индивидуальности ещё не всегда различимы. Каждый новый исторический стиль теряет какую-то часть своей всеобщности по сравнению с более ранними стилями. Первоначальные границы стиля, его целостность начинают нарушаться. Особенно заметно это происходит, начиная с эпохи Возрождения. Наиболее резкая граница отделяет стили Древнего мира от средних веков, а стиль последних – от стиля Нового времени, когда многие крупные направления в искусстве не могут быть вписаны в рамки какого-либо одного стиля. Нарастают противоречия внутри общего стиля, начинают ясно просматриваться тенденции проникновения одних стилевых направлений в другие, что явно размывает обозначенные стилистические границы.

Уже в XIX в. начинают осуществляться наиболее интенсивный распад и дробление крупных стилистических общностей и больших стилей, а для XX в. характерны множественность, разнородность, эклектичность и быстрота сменяемых и (или) соединённых друг с другом стилистических течений, обуславливающих тем самым основные закономерности развития художественной и материальной культуры современности.

Использованы материалы учеб. пособия: Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели – Москва: Архитектура-С, 2007