499391·62·02
925801·48·20

Скульптурные архитектурные украшения

Скульптурные архитектурные украшения – взаимосвязанные с архитектурой скульптурные украшения на фасаде или в интерьере сооружения. Орнамент в чистом виде (напр. фризы) или пластическое членение здания (лизены, массверк и т. д.) относятся к орнаментике, от которой отличаются фигурные изображения, куда относятся как статуи, так и рельеф. Время расцвета скульптурных архитектурных украшений – античность, поздняя романика, готика и барокко. В классицизме они уже вытесняются отдельно стоящими скульптурами, которые в той или иной степени теряют связь с архитектурой. Часто встречающимися формами скульптурных архитектурных украшений в виде фигур являются: акротерий (греч. высшая часть), усики аканта, пальметты (относятся, как таковые, к орнаментике!) или скульптурные фигуры (львы, сфинксы и т. д.) как украшения фронтонов храмов и надмогильных памятников. Античность, Ренессанс, классицизм. Атлант – по имени античного держателя небесного свода. Мощная мужская фигура, которая держит здание вместо пилястров или колонн. Кариатида (греч.) – женский антипод атланта в длинном одеянии. Из-за предательского поведения жителей деревни Карии во время войны с персами деревенские девушки были взяты в рабство. Отсюда кариатида – рабыня. Кариатида то же самое, что и Кора. Античность и начало Ренессанса. Герма – отдельно стоящая античная скульптура (голова Гермеса на прямоугольном столбе); со времен Ренессанса гермой называют также похожий на атланта торс перед столбами или пилястрами. Амурчик, обычно крылатый маленький мальчик – бог любви, прототип античного Эроса. Широко изображался в мирских сценках периода рококо. Эросы – дети с крыльями в образе маленького Эроса. В период эллинизма излюбленное дополнение к скульптуре или в настенной живописи (Помпеи). Явились прототипами готич. детей-ангелов и фигурок ангелочков в период Ренессанса и барокко. Ангелочки, путти (итал. putto – младенец), нагие маленькие мальчики с крыльями или без. Изменённый образ готического ребёнка-ангела, с раннего Ренессанса, но особенно в период барокко, появляется в алтарях, на иконах, органах, стенах, потолках и галереях церквей. Предназначение – символические повторы основного сюжета. «Злобная голова», рельефное изображение головы человека или животного для отвода злых духов на домах, в романских церквах на → Бассейнах для крещения и → Местах для сидения в хоре. → Апотропейная скульптура. Консольные скульптурные украшения представляют сюжеты апотропейного, портретного, религиозного или гуманистического содержания. → Консоль → Знак мастера. «Цеховые скульптурные украшения», все, что члены средневековых объединений строителей и каменотесов (см. «Баухютте») создавали в области скульптуры при строительстве кафедральных соборов. Сюда следует также относить и объединения строителей периода ранней романики, создававшиеся, главным образом, монахами. Во Франции цеховые скульптурные украшения размещались на порталах и фасадах, в Германии больше внутри церквей. Рельеф (выпуклая резьба) – скульптурное изображение на плоскости, с которой оно неразрывно связано. Основными формами рельефа в зависимости от того, насколько фигуры выступают над плоскостью, являются:

  1. углубленный рельеф, фигуры заглублены в плоскость и нигде не выступают из неё;
  2. барельеф;
  3. полурельеф;
  4. горельеф.

В строгом рельефе фигуры стоят чётко изолированные от основания, в живописном рельефе они сливаются с плоскостью, которая, в свою очередь, часто представляет собой архитектурный или ландшафтный фон. Из античных наиболее известны рельефы на метопах (4-угольные плиты с рельефами под водосточным жёлобом дорического храма, которые в чередовании с триглифами образуют метопные фризы) и фронтонные рельефы в полях треугольных фронтонов античных храмов.

Скульптурные архитектурные украшения

Сл. Атлант. Прага, портал дворца Клам-Галлас, 1707 г., арх. Браун-фон-Браун. Спр. Кариатида, кора. Афины, Эрехтейон, 420–410 гг. до н.э.

Скульптурные архитектурные украшения

Гермы. Сл. Отдельно стоящая. Херенхаузен, замковый парк (ок. 1700 г.), барокко. Спр. В качестве атланта на пилястре. Дрезден, Цвингер (1709 г., арх. Пермозер). Барокко

Скульптурные архитектурные украшения

«Цеховые скульптурные отношения». Провозвестники: архангел Гавриил и Дева Мария. Реймс, кафедральный собор (2-я пол. XIII в.). Готика

Скульптурные архитектурные украшения

«Цеховые скульптурные отношения». Пифагор, кафедральный собор, архивольт западного портала (1145–1155 гг.). Ранняя готика

Скульптурные архитектурные украшения

Углублённый рельеф, ассирийский

Скульптурные архитектурные украшения

Амурчик, рококо

Скульптурные архитектурные украшения

Сл. Эрос, греческий. Спр. Ангелочек на 6-м стоянии Крестного пути на Голгофу: Вероника подаёт Иисусу полотенце. Бирнау (ок. 1750 г.). Рококо

Скульптурные архитектурные украшения

Бронзовый рельеф. Нижняя половина: барельеф и полурельеф; верхняя часть туловища: горельеф. Хильдесгейм, городской собор, дверь епископа Бернварда (1015 г.). Оттонская архитектура

09-04-2013, 5623 просмотра.