Скульптурные архитектурные украшения
Скульптурные архитектурные украшения – взаимосвязанные с архитектурой скульптурные украшения на фасаде или в интерьере сооружения. Орнамент в чистом виде (напр. фризы) или пластическое членение здания (лизены, массверк и т. д.) относятся к орнаментике, от которой отличаются фигурные изображения, куда относятся как статуи, так и рельеф. Время расцвета скульптурных архитектурных украшений – античность, поздняя романика, готика и барокко. В классицизме они уже вытесняются отдельно стоящими скульптурами, которые в той или иной степени теряют связь с архитектурой. Часто встречающимися формами скульптурных архитектурных украшений в виде фигур являются: акротерий (греч. высшая часть), усики аканта, пальметты (относятся, как таковые, к орнаментике!) или скульптурные фигуры (львы, сфинксы и т. д.) как украшения фронтонов храмов и надмогильных памятников. Античность, Ренессанс, классицизм. Атлант – по имени античного держателя небесного свода. Мощная мужская фигура, которая держит здание вместо пилястров или колонн. Кариатида (греч.) – женский антипод атланта в длинном одеянии. Из-за предательского поведения жителей деревни Карии во время войны с персами деревенские девушки были взяты в рабство. Отсюда кариатида – рабыня. Кариатида то же самое, что и Кора. Античность и начало Ренессанса. Герма – отдельно стоящая античная скульптура (голова Гермеса на прямоугольном столбе); со времен Ренессанса гермой называют также похожий на атланта торс перед столбами или пилястрами. Амурчик, обычно крылатый маленький мальчик – бог любви, прототип античного Эроса. Широко изображался в мирских сценках периода рококо. Эросы – дети с крыльями в образе маленького Эроса. В период эллинизма излюбленное дополнение к скульптуре или в настенной живописи (Помпеи). Явились прототипами готич. детей-ангелов и фигурок ангелочков в период Ренессанса и барокко. Ангелочки, путти (итал. putto – младенец), нагие маленькие мальчики с крыльями или без. Изменённый образ готического ребёнка-ангела, с раннего Ренессанса, но особенно в период барокко, появляется в алтарях, на иконах, органах, стенах, потолках и галереях церквей. Предназначение – символические повторы основного сюжета. «Злобная голова», рельефное изображение головы человека или животного для отвода злых духов на домах, в романских церквах на → Бассейнах для крещения и → Местах для сидения в хоре. → Апотропейная скульптура. Консольные скульптурные украшения представляют сюжеты апотропейного, портретного, религиозного или гуманистического содержания. → Консоль → Знак мастера. «Цеховые скульптурные украшения», все, что члены средневековых объединений строителей и каменотесов (см. «Баухютте») создавали в области скульптуры при строительстве кафедральных соборов. Сюда следует также относить и объединения строителей периода ранней романики, создававшиеся, главным образом, монахами. Во Франции цеховые скульптурные украшения размещались на порталах и фасадах, в Германии больше внутри церквей. Рельеф (выпуклая резьба) – скульптурное изображение на плоскости, с которой оно неразрывно связано. Основными формами рельефа в зависимости от того, насколько фигуры выступают над плоскостью, являются:
- углубленный рельеф, фигуры заглублены в плоскость и нигде не выступают из неё;
- барельеф;
- полурельеф;
- горельеф.
В строгом рельефе фигуры стоят чётко изолированные от основания, в живописном рельефе они сливаются с плоскостью, которая, в свою очередь, часто представляет собой архитектурный или ландшафтный фон. Из античных наиболее известны рельефы на метопах (4-угольные плиты с рельефами под водосточным жёлобом дорического храма, которые в чередовании с триглифами образуют метопные фризы) и фронтонные рельефы в полях треугольных фронтонов античных храмов.

Сл. Атлант. Прага, портал дворца Клам-Галлас, 1707 г., арх. Браун-фон-Браун. Спр. Кариатида, кора. Афины, Эрехтейон, 420–410 гг. до н.э.

Гермы. Сл. Отдельно стоящая. Херенхаузен, замковый парк (ок. 1700 г.), барокко. Спр. В качестве атланта на пилястре. Дрезден, Цвингер (1709 г., арх. Пермозер). Барокко

«Цеховые скульптурные отношения». Провозвестники: архангел Гавриил и Дева Мария. Реймс, кафедральный собор (2-я пол. XIII в.). Готика

«Цеховые скульптурные отношения». Пифагор, кафедральный собор, архивольт западного портала (1145–1155 гг.). Ранняя готика

Сл. Эрос, греческий. Спр. Ангелочек на 6-м стоянии Крестного пути на Голгофу: Вероника подаёт Иисусу полотенце. Бирнау (ок. 1750 г.). Рококо

Бронзовый рельеф. Нижняя половина: барельеф и полурельеф; верхняя часть туловища: горельеф. Хильдесгейм, городской собор, дверь епископа Бернварда (1015 г.). Оттонская архитектура