499391·62·02
925801·48·20

Бидермейер

Бидермейер сложился, в основном, как художественный стиль интерьера, мебели, живописи, графики и почти не коснулся архитектуры. Становление этого стиля произошло первоначально в немецком и австрийском искусстве, начиная с середины 1810 г. Этот новый стиль продержался до буржуазно-демократической революции 1848 г. и позже получил весьма ироничное название Бидермейер, буквально бравый господин Майер (нем. – игра слов от Bidermann – бравый и Meier). Термин Бидермейер впервые был введен в искусствознание в 1894 г. Г. Бёттихером в статье Будущее орнамента на примере развития обойного дела, а также был использован в 1922 г. П. Шмидтом в его книге Живопись Бидермейера.

Название этого стилевого направления случайно. Немецкий поэт И. фон Шеффель опубликовал в 1848 г. два стихотворения: Сетования праздного Майера и Вечернее уютное времяпрепровождение бидермана, а другой поэт – Л. Айхродт – стал публиковать свои произведения под псевдонимом, составленным из Bidermann и Meier. Стали регулярно выходить в печати произведения, пародирующие любительские стихи некоего школьного учителя и подписанные г. Бидермайером – скромным обывателем, любителем спокойной жизни и уюта, а также стилизованные под них стихотворные пародии Л. Айхродта и А. Кузмауля. Например, в 1869 г. вышел сборник стихов с ироническим названием Комические песни Бидермайера, мировоззрение героя которых отражало интересы и вкусы немецкого обывателя.

Начало Бидермейера лежит в русле немецкого романтизма, однако позже этот новый стиль выродился в своеобразный натурализм. Стиль Бидермейер явно провинциален по сравнению с великолепием и торжественностью столичного ампира. Для него характерно стремление к простоте и практичности, к уюту и комфорту, к интимным сентиментальным образам, поэтизация мира вещей. Для этого стиля характерным является также почти полное соответствие форм искусства внутреннему миру и быту широких масс людей, что было обусловлено, в первую очередь, их естественным стремлением к спокойной и упорядоченной жизни после длительного времени войн и революций. Последний раз в истории европейских больших стилей наблюдается такое единство между духовным и предметным миром человека. Бидермейер, прежде всего, стиль бытового интерьера, поэтому такое внимание в это время уделяется его практической организации и обустройству. Именно тогда возник обычай содержать в буржуазных домах т.н. чистую комнату, предназначенную для приема гостей и проведения торжественных домашних мероприятий (своеобразное подражание светским салонам). Такая комната обставлялась с особой заботой. Большой популярностью пользовалась мебель светлых пород дерева: груши, клена, вишни, берёзы, ореха, ясеня, а также красного дерева. Для обивки предпочитался однотонный или полосатый репс или ситец с мелким цветочным узором. Стены декорировались обоями или тканью. Занавеси и драпировки, обычно светлых тонов, подвешивались на бронзовых карнизах. Существовали также скользящие шторы, в т.ч. из тюля, которые крепились у самой оконной рамы.

Популярный ещё в ампире обычай драпировки стен, а иногда и потолков, тканью в складку, а также драпировки больших зеркал, сохраняется и в это время. Стиль Бидермейер унаследовал от ампира также панорамные обои и изображения пейзажей на отдельных предметах. В интерьерах, которые упростились и уменьшились в своих габаритах, наблюдается стремление добиться максимального уюта, добротности и целесообразности, а не только лишь некоего художественного эффекта. Комнаты постепенно заполняются гарнитурами, состоящими из широких, мягких диванов, соф, пуфов, дополненных стульями, креслами и столами, модными ширмами, сувенирами и украшениями в виде миниатюр, гравюр и акварелей на стенах, цветами на окнах, музыкальными часами, дешевым фарфором, вышивкой и т.д. Меблировку дополняют шкафы-витрины, угловые шкафчики, комоды, этажерки, шкафы, секретеры, трюмо, рабочие столики и т.д. Критерием полезности всех бытовых вещей, в т.ч. и мебели, теперь считается удобство исполнения и прочность. Мебель освобождается от архитектурных принципов построения и лишнего декора.

Приблизительно к 1830 г. в последней стадии развития стиля Бидермейер наблюдается увеличение количества декора, в т.ч. и на мебели, и увлечение восточной обстановкой. Появляются т.н. турецкие, японские, китайские комнаты, персидские курительные комнаты и гостиные и соответствующим образом стилизованная обстановка.

Стиль Бидермейер – как буржуазный вариант классицизма и ампира – был широко распространен, особенно после падения Наполеона, во всех странах Европы, в первую очередь, в Германии, Австрии, Дании, Англии и России. Во Франции этот стиль получил название стиля Карла X. Бидермейер продержался в Европе до середины XIX в. Но уже во второй трети этого века наблюдается усложнение и большее разнообразие предметных форм в соединении с некоторыми элементами декора, позаимствованными от стиля рококо. Это второе рококо, которое зародилось в период реставрации Бурбонов во Франции после падения Наполеона, держалось и в период июльской монархии под названием стиль Луи-Филиппа. В Англии этот стиль называется ранним стилем королевы Виктории или ранним викторианским стилем.

Западноевропейская мебель Бидермейера

После падения Наполеона мебельное искусство европейских стран начинает перестраиваться в соответствии со стремлением буржуазии к спокойной и упорядоченной жизни. Если ампир со своими пышными торжественными формами изначально предназначался для императорского двора и аристократии, то буржуазное мебельное искусство Германии, Австрии и Англии шло своим, более демократическим путем. Заимствуя от аристократического ампира лишь его основные принципы построения и лаконизм, Бидермейер отказался в мебели от четких тектонических членений, архитектурное её формообразования и разнообразных шаблонов, ввел мягкие изгибы спинок стульев, кресел и диванов, скруглил жесткие очертания профилей и углов. В этом стиле основное внимание обращается на удобство пользованием мебельным объектом и высокое качество его исполнения. Мебель теперь уже не предмет украшения – своими эстетическими качествами она обязана, прежде всего, хорошим пропорциям, цвету и текстуре открытого дерева и удачно подобранным цвету и рисунку обивочных тканей. Отдельные типы мебели Бидермейера часто имеют оригинальную конструкцию. По примеру англичан, мастера других стран в это время производят многофункциональную (комбинированную) и трансформируемую мебель: столы с откидными и выдвижными столешницами, раздвижные столы, стулья, трансформируемые в библиотечную лестницу, письменные столы и шкафы с различными техническими устройствами и т.д. На мебели Бидермейера продолжает существовать резной декор, правда, в ограниченном количестве, заимствованный из арсенала ампира: лебеди с вытянутыми шеями, грифоны, рога изобилия, гирлянды и ветви, корзины, дубовые и лавровые венки, розетки и др. Эти резные украшения обычно золотятся или покрываются черным лаком. В мебели Бидермейера широко применяется фанеровка различными светлыми породами дерева. В это время нередко фанеровались даже ножки и локотники кресел и диванов. Техника фанерования достигла тогда весьма высокого уровня. Иногда встречается инкрустация, в т.ч. интарсия в виде небольших вставок дерева разных пород.

Главное достоинство стиля Бидермейер состоит в красоте форм мебельного объекта, красоте использованного материала и великолепной столярной работе. Например, весьма простые по форме объекты мебели для сидения часто имеют обивочную яркую ткань, которая шла также на драпировку стен или на портьеры дверей и окон. Распространению стиля Бидермейер в европейских странах способствовали многочисленные издания модных журналов, где приводились проекты образцовой мебели и интерьеров, в которых отражалось представление буржуа и мелкого чиновничества о рациональном, комфортабельном и уютном жилище и практичной мебели.

Теперь центральным местом в доме становится не парадное помещение с парадной мебелью, а уютная гостиная, обставленная практичной и удобной мебелью, в оформлении которой преобладают английские традиции XVIII в.: простота, легкость пропорций, округлые очертания. Бидермейер и его развитие в мебельном искусстве хорошо проследить на мебели английской, формообразование которой почти не было затронуто французским ампиром и постепенно отходило от изящных форм Шератона к более грубым и простым формам по проектам Хопа и Д. Смита. В периодическом издании Repository of Arts Р.А. Керманна, которое выходило с 1808 г., приводились цветные изображения не только дорогих интерьеров, но и давались примеры того, как можно организовать и украсить свое жилище англичанам среднего достатка. Здесь видно, как постепенно в обиход вводятся изогнутые и точеные формы, свойственные стилю Бидермейер, широко распространенному в то время в Германии и Австрии. На мебели мало украшений, её поверхность обычно гладка и покрыта фанерой с красивой текстурой.

В мебели для сидения ножки делаются четырехгранными в сечении, прямыми или слегка изогнутыми или точеными, суживающимися книзу. Спинки слегка изгибаются и имеют характерную форму пространственной рамы, в которую вставлены продольные и поперечные планки различной конфигурации. Сиденья выполняются жесткими, мягкими или плетеными. Характерное для Бидермейера стремление к комфорту привело к появлению большого количества типов диванов с изогнутыми спинками и локотниками. Для набивки мягких сидений и спинок используется конский волос. Обивочные ткани иногда прибиваются к деревянной основе гвоздями, украшенными белыми фарфоровыми шляпками. Центрами производства мебели в эту эпоху были Лондон, Берлин и Вена. Например, видный представитель венского Бидермейера художник-живописец Дангаузер проектировал мебель, которая выпускалась мебельной фабрикой, принадлежащей его отцу. Помимо мебели для сидения наиболее распространенными объектами бытовой мебели были разнообразные типы шкафов, в т.ч. секретеры, комоды, угловые шкафчики, буфеты и т.д. Простые формы корпусов таких предметов позволяли выявить естественную красоту цвета и текстуры дерева. Боковые стенки корпусной мебели выполнялись в виде сплошного гладкого щита или щита рамочно-филёночной конструкции, где сами рамки почти не профилировались и делались прямоугольными или трапециевидными в сечении. Тем не менее в такой мебели подчас встречаются некоторые архитектурные классические шаблоны: карнизы, колонки, пилястры, тимпаны, массивные цоколи и т.д. Типичной формой корпусной мебели немецкого или австрийского Бидермейера являются однодверные и двухдверные застекленные книжные шкафы, секретеры с выдвижными, украшенными живописью и маркетри ящичками, в т.ч. потайными. Формы таких шкафов варьируются в широких пределах – от простых, выполненных в виде параллелепипеда, до весьма сложных, как бы состоящих из нескольких самостоятельных геометрических форм.

Кровати делаются с одинаковыми по высоте головными и ножными спинками с гладкими малорасчлененными поверхностями. Балдахины, которые ещё недавно были в моде, теперь выходят из употребления. В это время выросло количество различных типов столов. Широкое распространение получают письменные столы и столы-бюро. Предпочтение отдается круглым столам, предназначенным для различных целей. Помимо обеденных, делаются читальные столы, курительные, рабочие, подцветочные, карточные (ломберные) и другие игральные столы. Ножки, столешницы и подстолья почти не имеют декора в виде резьбы или инкрустации. Иногда опоры делаются в виде прямых, не суживающихся книзу пилонов или в виде центральной опоры, многоугольной в сечении, установленной, в свою очередь, на массивной широкой доске-подставке. Делаются столы, стоящие на трёх-четырёх ножках. Продолжают существовать столики под стенными зеркалами в виде весьма упрощенных вариантов ранее применявшихся роскошных столов-консолей. Распространение получают различные складные и раздвижные столы. Обстановку бюргерского дома дополняют также шкафы-витрины, этажерки, трюмо, комнатные растения в корзинах и вазах, установленные на жардиньерках и, непременно, клавесины небольших размеров – т.н. спинеты. Помимо резного орнамента, его частичного золочения или подкрашивания, инкрустации, а иногда и маркетри, поверхности мебельных предметов декорируются также металлическими (бронзовыми или латунными) тягами или небольшими вставками. Основную декоративную нагрузку в интерьере несут обои, как правило, с растительным орнаментом или в полоску, различные драпировки, занавеси, цветастые покрывала и скатерти. Обивочные ткани мебели, скатерти и покрывала часто украшаются вышивкой (petit point). Целям декора служат также различные тематические коллекции, фарфор, стоящий на столах или в горках, картины и гравюры на стенах и др.

Некоторые из выработанных в стиле Бидермейер форм служат образцом практичной, целесообразной и удобной мебели, которая не утратила своей актуальности и по сей день.

Русская мебель Бидермейера

Бидермейер, зародившийся в Германии, Австрии и Англии, не обошел стороной и Россию. Бидермейер в России– это пушкинское время. С бидермейером связана и живопись П.А. Федотова. Распространение в европейских странах стиля Бидермейер вместо величественного ампира свидетельствовало о возросшей силе буржуазии и всего среднего класса, которые навязали свои вкусы всему обществу. В искусстве интерьера этот стиль поначалу был своеобразной попыткой приспособить ампир к масштабам весьма скромных помещений кабинетов, гостиных, спален небогатых городских частных домов и помещичьих усадеб.

Интерьеры в стиле бидермейер – живопись

Русский интерьер в стиле Бидермейер в полной мере отвечал желаниям хозяев иметь уютное, недорогое, но комфортабельное жилье. Комнаты в таком доме делаются просторными, светлыми, с хорошо выдержанными пропорциями, как правило, анфиладные и проходные. Потолки часто выполняются сводчатыми и окрашиваются в белый цвет, а оконные проёмы – глубокие. Белой краской окрашиваются также наличники дверных коробок, а иногда и двери, рамы окон, потолочные карнизы. Полы, как правило, настилаются паркетом простого рисунка, а иногда простой доской. В углу гостиной помещается, как правило, белая изразцовая печь. Стены оклеиваются обоями с растительным орнаментом или в полоску. Обивка мягкой мебели обязательно должна была гармонировать с цветом обоев. Начиная со времени Бидермейера, комнатные цветы являются неотъемлемым элементом русского жилого интерьера и находятся практически во всех помещениях. В гостиных и кабинетах развешиваются портреты родственников и близких друзей хозяев, гравюры с картин известных художников, пейзажи, часто выполненные в технике акварели, миниатюры, плакетки и т.д. Именно в это время кабинет хозяина дома становится его своеобразной визитной карточкой. Это место для уединения, работы, деловых встреч и встреч с близкими друзьями. Интерьеры других помещений не служат целям репрезентации и обозначения достатка, роли и места в обществе проживающей в доме семьи, а дают представление об уюте, комфорте и целесообразности той среды, в которой удобно жить, принимать гостей, читать книги, писать, заниматься рукоделием и т.д. В произведениях живописи и графики художников Бидермейера запечатлены эти уютные интерьеры, сцены семейной жизни, сентиментальные и семейные портреты на фоне обстановки своего дома, сельские пейзажи в романтическом духе и т.п.

Русская мебель Бидермейер – это уютные мягкие стулья, кресла, банкетки и диваны с немного изгибающимися ножками, спинками и локотниками, небольшие письменные столы и столы-бюро, застекленные секретеры, книжные шкафы, угловые шкафчики, горки для домашних коллекций, этажерки, жардиньерки, трюмо и консоли, обеденные и игровые столы, комоды, буфеты и т.д. Мебель, как правило, фанерована деревом светлых пород. Для декора используется резьба слабого рельефа или небольшие вставки инкрустации.

Одной из лучших в эту эпоху была мебель фирмы г. Гамбса, который был поставщиком императорского двора.

Стиль Бидермейер пришел в Россию на смену ампира в период правления Николая I (1825– 1855 гг.), развивался не столь ярко как в Германии и Австрии и продержался до середины 50-х гг. XIX в. – почти до конца николаевского правления, хотя в это время уже существовали параллельно иные стилевые предпочтения.

Этот поздний русский Бидермейер служил как бы фоном, на котором весьма импозантно выглядели романтические попытки создания интерьера и мебели в стиле высокой готики, помпеянском стиле и стиле рококо. Уже в 20–30 гг. XIX в. увлечение романтизмом сказывается и на мебели, которая делается в неоготическом стиле с массой элементов готического декора. В мебели Бидермейер можно отметить весьма изысканную столярную и фанерованную работу по красному дереву. Сравнение этой мебели с неоготической мебелью второй половины XIX в., тоже сделанной в России, но из ореха с наклеенным резным орнаментом, весьма формальным по рисунку и композиции, идет явно не на пользу последней.

Использованы материалы учеб. пособия: Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели – Москва: Архитектура-С, 2007